Не просто явление – целая эпоха. Многие и сейчас предпочитают отдельной квартире на окраине комнату в центре. Атмосфера коммуналок в репортаже Максима Облендера.

Коммунальные квартиры для Петербурга – такой же символ, как белые ночи и разводные мосты. Наш город и столица культурная и столица коммуналок. Тот, кто доживает свой век в одной квартире с соседями, чаще, конечно, мечтает о жилье собственном. Молодёжь напротив не прочь пожить под одной крышей компанией. И к центру близко, и атмосфера особенная.

Для художников очередная петербургская коммуналка превратилась в арт-пространство. У всего здесь своя история. У новых жильцов их тоже накопилось. Женя в Петербург переехал из Владивостока. Завёл семью, сменил несколько коммунальных квартир и живёт в них до сих пор.

Евгений Чарушин, житель коммунальной квартиры: «В коммуналках есть своя романтика. Здесь, наверное, больше жизни, чем в железобетонных муравейниках. Это мое мнение».

Жизнь в коммуналке, кажется, может продолжаться даже после расселения.

Театральный фестиваль в опустевшей коммуналке – один из самых необычных, что проходил в Петербурге в начале десятых. До революции – роскошная квартира супругов Авербаха и Бабанской. Сохранившаяся лепнина, паркет, мебель – всё это стало живыми декорациями к спектаклям лучших режиссёров страны. Фестиваль, придуманный Андреем Могучим, проходил в закрытом режиме. Постановки в коммуналке своими глазами видели только сами участники, а их запись и вовсе единицы.

Коммуналка на Мастерской – единое арт-пространство и жильё для друзей. Все обитатели – люди творческие. Танцы, йога. Регулярно устраивают ресторанные дни. Гостей приходит много. Порой даже не угоститься, а просто взглянуть на то, какой может быть петербургская коммуналка.

В таких коммуналках ресторанный день устраивать и стыдно, и аварийно опасно. Расселения хозяева ждут несколько лет, что уж там – десятилетий. Расселили – найдутся инвесторы. Дальше: ремонт, потом будет антикафе или может хостел. А коммуналки в привычном понимании вообще могут уйти в небытие. Стать мифом, петербургской легендой, если хотите. Правда, сегодня жилая площадь оставшихся коммунальных квартир в Петербурге несколько тысяч квадратных километров. Это в два раза больше самого города. Так что в скорое появление новой петербургской легенды верится с трудом.