21 февраля 1917 года в Петрограде произошел беспрецедентный в истории русской сцены случай. Хор Мариинского театра – несколько десятков человек – исполнили оперу Римского-Корсакова «Майская ночь» еле слышно, почти шепотом. Таким образом артисты требовали повышения зарплат, на оклад от 50 до 100 рублей в месяц они с трудом выживали. Как это было, пыталась представить Виктория Зуева.

Виктория Зуева, корреспондент: «Это женский хор санкт-петербургской митрополии. Поют, конечно, во весь голос, но мы попросим девушек спеть шепотом. Так мы сможем представить, как могла выглядеть "итальянская забастовка" в нашем городе 21 февраля сто лет назад».

Даже в этом небольшом помещении Александро-Невской Лавры шепот слышно не очень отчетливо. А в огромном зале Мариинского театра во время оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова 21 февраля 1917 года зрители, скорее всего, совершенно не слышали хор, который решился на такую забастовку. Причина проста и понятна – жалование хористов составляло на тот момент всего 50-100 рублей, сумма оклада не менялась с 1892. Но такая забастовка могла стать причиной срыва голоса.

Елена Назариан, хористка: «Петь шепотом, конечно, сложнее, потому что это требует активной артикуляции, ну и это не очень полезно для связок, если это долго. Хотя есть такое специальное упражнение для того, чтобы отработать четкость текста и, допустим, отработать ритмический рисунок сложного произведения. Это была, конечно, политическая акция, я думаю, это был какой-то протест, вряд ли они так тренировались 2 действия. И, конечно, они в этом плане жертвовали своим голосом. С одной стороны, артисты Мариинского театра, я думаю, имеют тренированные голоса, но, конечно, это очень большая нагрузка».

Результат «хорового демарша» не заставил себя долго ждать: уже через 2 дня хористам подняли жалование на 30-50%.