Петербургский геронтолог Владимир Хавинсон вел исследования на протяжении сорока лет. О нем и его работах снова заговорили после того, как доктор наук получил Орден Дружбы из рук Владимира Путина. Неужели наша наука сделала такой шаг вперед, и мы будем жить дольше, не думая о заболеваниях, связанных с возрастом? В лабораторию профессора отправилась Виктория Зуева.

Виктория Зуева, корреспондент: «Препарат, замедляющий процесс старения, это пептид. В этой лаборатории его действие изучают на различных тканях. В данном случае у меня в руках клетки мозга человека».

Изначально эти пептиды были выделены из тканей телят. Процесс их изучения довольно длительный и многоступенчатый. Сначала материал готовят для исследования. Затем делают срезы толщиной всего в 4 микрона! Потом эти срезы окрашивают и помещают в микроскоп для изучения. Получаются вот такие красочные картинки. Например, это – слизистая оболочка щеки. Проверяют фактор деления клетки. Чем ярче картинка, тем активнее делятся клетки. А, значит, орган сможет противостоять болезням и, следовательно, дольше жить. Борьба со старением в этом и заключается – помочь организму дольше сопротивляться заболеваниям.

Игорь Кветной, профессор, доктор медицинских наук: «Избавить человека от старения никакими препаратами невозможно. Но можно как бы этот процесс сделать более мягким и менее скорым, так скажем. Например, болезнь Альцгеймера – старческое слабоумие – она у молодых не возникает. Это потому что в процессе естественного развития — клетки мозга атрофируются, возникает болезнь. И сейчас существует ряд препаратов, которые могут препятствовать генерации, то есть разрушению этих нервных клеток, и старческое слабоумие, например, начнет развиваться не в 60 лет, а в 80-90».

Разрабатывали препараты больше 40 лет. Работа над одним лекарством, как правило, занимает 2-3 года, после этого проводятся исследования сначала на животных, затем – на людях. Главный эксперимент провели в Киеве еще в СССР. В течение 15 лет группе испытуемых ежегодно давали препараты. По результатам отметили увеличение продолжительности жизни на 40 процентов. При этом ни одной аллергической реакции. Опыт продолжается до сих пор.

Заболевание сетчатки глаз у Александра диагностировали три года назад. С тех пор он принимает специальный препарат, который разработан в лаборатории Отто. Он помогает восстановить функцию глаза.

Александр Де-Витт, пациент: «После 2-3 приема процедур началась стабилизация. Я почувствовал, что ухудшения прекратились. И по результатам заболевание приостановлено и мы надеемся, что улучшение наступает. Поэтому я продолжаю это лечение, ну с периодами».

Кроме этого препарата, созданы и другие – для восстановления иммунной, эндокринной, сердечно-сосудистой, гормональной систем и функций мозга. В комплексе эти препараты, так называемые геропротекторы, помогают организму медленнее стареть.

Владимир Хавинсон, главный специалист по геронтологии и гериатрии: «Вот если наш видовой предел — 110-120 лет, а наша длительность жизни 75-80 условно, то вот большой еще резерв — вот за него и идет борьба. И вот оказалось, что их роль, пептидов этих — они регулируют активность генов, а гены регулируют синтез белков, а белки — это функция наших органов и тканей. Эти препараты — это один из путей, как дополнение к правильному образу жизни, как один из путей увеличения жизненного ресурса и работоспособного периода».

Всего разработано около сотни препаратов. И шесть из них вошли в фармокопию, то есть они есть в аптеках. Опыт российских специалистов признали и за границей. Продано больше сотни патентов, из которых 25 – в Соединенные Штаты.