Вклад Бехтерева в современную науку неоспорим. Он оставил потомкам свои труды по анатомии мозга, физиологии, психиатрии. Как продолжают развивать дело российского гения в Институте мозга человека, основанного внучкой академика Натальей Бехтеревой, узнавал корреспондент Евгений Старов.

Елена Громова, заведующая отделением лучевой диагностики института мозга человека: «Это наш первый томограф – первый в России. Установлен в 1991 году Натальей Петровной Бехтеревой. Он находится в рабочем состоянии».

Получить 15 фотосрезов мозга нажатием кнопки, Бехтерев, у которого в начале 20 века в распоряжении были только скальпель и микроскоп, мог только мечтать о таких технологиях. Но этот аппарат уже сильно устарел и стал своего рода памятником. За последние 25 лет технологии по изучению мозговой деятельности шагнули дальше. Современный томограф, в отличие от своего плоскомерного «дедушки», может создать 3D-модель головного мозга.

Елена Громова: «У нас проводились исследования лицам, болеющим шизофренией, рассеянным склерозом. Пациенты с большими депрессивными эпизодами. Деменции, комы. Спектр очень большой».

Заглянуть в мозг человека, понять процессы в нем. Выявить причины отклонений и найти пути лечения. Этим задачам всю свою жизнь посвятил Владимир Бехтерев. Сегодня его дело продолжается в Институте мозга человека. Обследования каждого больного ведутся комплексно – психологами, психиатрами, нейрохирургами с применением новых методик, но в основе – учения Бехтерева.

Галина Катаева, заместитель директора по научной работе ФГБУН «Институт мозга человека» им. Н.П. Бехтеревой: «Наши великие предшественники и Владимир Михайлович Бехтерев, в первую очередь, обладали тем удивительным свойством – задавать правильные вопросы до того, как возникают инструменты для поиска ответов. Инструменты эти появляются только сейчас».

Биопсихосоциальный подход стал основным в работе. Идея, заключается в том, что причинами психических болезней может быть несколько факторов, а физическое ее проявление обязательно найдется в нарушении функций мозга. Но, чтобы более-менее полно изучить его работу, потребуются еще десятилетия, если не века. Сегодня прогресс в этой области специалисты оценивают не более чем в 3% от абсолютного знания. То есть мозг, как океан, как космос, остается загадкой.

Юрий Кропотов, профессор, лауреат государственной премии СССР в области физиологии головного мозга человека: «А вот это хороший пример, как больной шизофренией видит мир. Он художник. И при чем интересно, он написал достаточно много картин, и они в той или иной степени похожи, везде повторяется один и тот же сюжет с тремя лицами».

Сегодня здесь не только изучают и лечат болезни, связанные с нарушением работы мозга. Есть и методики по выявлению склонности человека к психическим недугам.

Евгений Старов, коррепондент: «Тест, который сегодня мне предложили пройти, кажется очень простым. Нужно нажимать кнопку мыши, когда на экране появляются однотипные картинки. Казалось бы, ничего сложного, но делать это необходимо на протяжении 20 минут. И здесь немного напрягаешься. Посмотрим, какие у меня результаты».

Никаких рисков в итоге выявлено не было. Мой мозг работает нормально. Хотя понятие «норма» в психиатрии весьма условно. Об этом всегда говорил и Академик Бехтерев, школу которого прошли более пяти тысяч учеников. Дело гения сегодня живет в 33-х научных институтах. Наследию Бехтерева не перестают удивляться и, наверное, еще долго будут складывать легенды о профессоре по душевным болезням.