Почему о сетевых взломщиках из России заговорил весь мир и действительно ли они так сильны, что могут изменить ход выборов в США? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук, ведущий: «К другим новостям. На этой неделе стало известно об аресте по подозрению в государственной измене одного из сотрудников "Лаборатории Касперского" – одной из крупнейших российских компаний в области компьютерной безопасности. Одновременно с ним был арестован высокопоставленный сотрудник ФСБ. Согласно некоторым источникам, его обвиняют в связях с хакерской группировкой "Шалтай-болтай" или "Анонимный интернационал", взломавшей электронные ящики и опубликовавшие переписку некоторых чиновников и топ-менеджеров. А всего за прошедший год, согласно докладу ФСБ, на важнейшие объекты информационной структуры России было совершено – внимание! – 70 миллионов атак, в основном из-за рубежа. Правда за рубежом всё чаще говорят о зловещих русских хакерах, которые едва ли не страшнее русской мафии.

Действительно ли это так? Что это за феномен популярности сетевых взломщиков и почему именно Петербург считают столицей российского хакерства, расскажет Антон Цуман».

Если ещё совсем недавно самым страшным для американцев словосочетанием было «финансовый кризис», то теперь заголовки западных изданий пугают читателя «зловещими русскими хакерами». Которые уже чуть ли не повелевают миром.

Николай Кузьмич занимается вопросами кибербезопасности уже более 10 лет. Из них три года возглавляет специализированную лабораторию при ИТМО. То есть борется с хакерами, что называется, на передовой. Правда, атаки на этом виртуальном фронте, на взгляд специалиста — весьма прозаичны:

– Можно выделить сразу несколько направлений. Первое, о чем можно говорить, о DDOS-атаках. Огромное количество запросов идет к серверу одновременно, которые забивают всю ресурсную емкость.  Забить канал или забить вычислительную мощность сервера. Есть другой вариант атаки, когда мы попытаемся найти уязвимости на этом сервере, чаще всего это стараются делать скрытым образом.

Впервые о русских хакерах мир заговорил в 94-м году. Вот этот скромный ленинградский юноша из интеллигентной семьи – Володя Левин – украл со счетов крупнейшего на тот момент американского Сити-банка около 12 миллионов долларов, не покидая родного Петербурга.

Антон Цуман, корреспондент: « Загадочного взломщика Интерпол искал, сбиваясь с ног, по всему миру. А обнаружили его петербургские оперативники, определив телефонный номер, с которого Владимир Левин и выходил в сеть. И который вел в тесный офис этого неприметного здания на Малой Морской».

Правда, никаких российских законов Левин на тот момент не нарушил. Поэтому арестовали его британские спецслужбы, а срок в 3 года он получил в Соединенных Штатах. Со временем и в России появился специальный отдел по расследованию киберпреступлений. И пусть масштабных взломов с тех пор не было, работы у сотрудников "отдела К" хватает».

Николай Нестеров, начальник отдела «К» ГУ МВД РФ по СПб и ЛО: «Одна из сложностей нашей работы – понятия территориальности как такового нет. Человек может находиться в России и ломать банк в Америке. И наоборот, находиться в России и ломать банк в Америке».

Стало больше не только банков, но и организаций, которые используют дистанционное банковское обслуживание, соответственно, и случаев стало больше. Суммы иногда сравнимы с той суммой, которая была похищена.

Взломать можно не только банковский сервер, а любой объект, который управляется компьютером или автоматикой. То есть весь наш высокотехнологичный и, казалось бы, совершенный мир может рухнуть от одного нажатия кнопки «Ввод".

Но кибервзломщики действуют во вред далеко не всегда. Например, некоторые сетевые гиганты сами мотивируют хакеров на то, чтобы их сервера почаще взламывали.

Антон Карпов, директор по информационной безопасности: «Это такой мировой тренд, который опять же начался в среде интернет-компаний. Сейчас всё больше и больше традиционных видов бизнеса. Есть большое количество людей, чья основная работа искать уязвимости».

Таких хакеров называют «white hats» – белые шляпы. Сотрудник петербургской IT-компании Андрей Леонов как раз один из них:

– Поиск уязвимостей — это хобби. Это то, что позволяет отвлечься. Кто-то в теннис играет – это для вечера, отдохнуть, расслабиться.

Недавно Андрей прославился на весь мир, обнаружив уязвимость у такого гиганта как Фейсбук. И хоть Цукерберг с предложением работы ему не позвонил, рекордная награда в 40 тысяч долларов нашла своего героя.

Понятно, образ российского хакера излишне демонизирован, и во многом благодаря политикам. Например, во взломе почты Хиллари Клинтон по традиции обвиняют Россию, хотя признался в этом хакер из Румынии под незамысловатым псевдонимом Гуччифер. А об истинном отношении американцев к русским хакерам говорит одна легенда. Когда Вова Левин отбыл наказание, в аэропорту его встретили хорошо одетые люди. Они подошли к нему и сказали – «Мы из службы безопасности Сити-банка. Мы хотим предложить вам работу».