Есть такие места, где всё буквально пропитано историей и героизмом. Например, деревня Кобона на Ладоге. Этот небольшой населенный пункт в годы войны стал для Ленинградцев настоящим символом надежды. Здесь оказывали помощь изможденным жителям блокадного города, отсюда шли в осажденный город колонны машин с продуктами. Со дна Ладоги до сих пор поднимают детали полуторок и ЗИСов. Подробности в материале Максима Васильчука.

Этот музей в Кобоне находится в той школе, куда привозили эвакуированных из блокадного Ленинграда. Семь лет назад здесь произошел пожар и только в этом году здание восстановили. Большинство экспонатов было утрачено – коллекцию музея восстанавливают с нуля.

Наталья Сафонова, научный сотрудник музея: «Вот, например, кусочек хлеба знаменитый, 125 грамм. Один мальчик последний кусочек свой хлеба в конце блокады не съел. И когда он был уже взрослым человеком, он приехал сюда, принес нам эти 125 грамм. Мы его бережно храним».

Приборная панель, спидометр и пробитые пулями ставни – о войне здесь рассказывают десятки деталей. Вот, например, фонарь путеобходчика – с помощью него на дороге жизни регулировали движение.

В нескольких десятках метрах от музея на берегу Ладоги стоит памятник полуторке. Ее вытащили со дна озера три года назад. Следом подняли еще одну машину – отреставрировали, поставили новый двигатель, и полуторка вновь поехала. Местные дайверы и техники говорят – дело затянуло.

Игорь Поленов, техник: «Сначала чистим, моем, потом разбираем, дефектуем. Что-то не подлежит восстановлению, что-то остается как музейные экспонаты, что-то идет на ходовой экземпляр».

Все поднятые детали хранят в обычном гараже. Наряду с ржавыми запчастями есть и уже отреставрированные. Например, эта рама от автомобиля ЗИС-5. Его должны поставить на колеса ко Дню победы. Здесь же хранят и вещи, найденные в кабинах и кузовах. Дальше все это попадает на полку частного музея.

Максим Васильчук, корреспондент: «Экспозиция постоянно пополняется вещами, поднятыми со дна Ладоги. Например, такие фляжки или котелки солдат. Кроме этого, местные жители сюда приносят свои найденные вещи. Например, это средство обеззараживания воды с хлоркой. Даже до сих пор пахнет. Использовалась немецкими солдатами».

Сергей Марков, директор музея: «Вот можно обратить внимание на винтовку Мосина. Пролежала 75 лет под водой. Примкнутый штык, рабочий затвор. Можно попробовать отвести».

Пулемет Дегтярева, винтовки, разбитые каски – всему здесь стараются придать рабочее состояние. Оружие нашли на глубине 6 метров. Все, что было выше – подняли сразу после войны.

Максим Васильчук, корреспондент: «Примерно в этом месте и проходила ледовая дорога жизни. Здесь и сейчас ездят машины, а тогда отсюда в Ленинград колонной шли полуторки, груженные медикаментами, боеприпасами и продовольствием. По оценкам специалистов, здесь есть еще около тысячи точек, где можно со дна Ладоги поднять ценнейшие экспонаты для истории».