На этой неделе стали известны новые подробности громкого дела, связанного с массовым доведением подростков до самоубийств. Выяснилось, что подозреваемый Филип Будейкин – администратор "групп смерти" – перед своим арестом успел отдать команду своим подписчикам уничтожить следы переписки с ним. Репортаж-расследование Елены Болдышевой.

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Это обращение Следственный Комитет разослал на все телеканалы и во все газеты страны. На условиях полной анонимности граждан просят сообщить о попытках суицида подростков, которые попали под влияние Филиппа Будейкина "Лиса". Под псевдонимом Филипп "Лис" он создавал в интернете группы смерти. Следователи уже установили, что он имеет прямое отношение к гибели пятнадцати подростков».

Дети принимали участие в интернет игре по его правилам. Победителям доставалась смерть. Каждый участник знал условия. Следственный комитет тоже узнал. На этой неделе появилась информация, что организатор «групп смерти» может избежать наказания. Будейкина обвиняют по статье «подстрекательство к самоубийству». И доказать, что именно его слова привели к трагедии, очень непросто.

Антон Брейдо, руководитель первого следственного отдела: «Изучаем деятельность и других лиц. Так вот один из них в своих показаниях рассказал, что он решил попробовать тематику вот таких групп с шок-контентом и решил посмотреть, сколько людей он сможет привлечь. Создал группу, залил туда парочку роликов шокирующих. Когда он проснулся утром, зашел, то увидел там тринадцать тысяч».

Шок-контент — это сцены с элементами самоубийств. О результатах увлечения такими страницами рассказывают детские психологи.

Оксана Защеринская, детский психолог: «Целая группа пошла таких эпизодов, когда подростки начинают резать руки, ноги, начинают уничтожать у себя ногти на руках, кожу начинают обрезать. Мальчики грудь себе начинают повреждать. Они мне рассказывали, что регулярно посещают сайты, где говорят о смерти».

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Сейчас три часа дня. Занятия в школе закончились. Но эта площадка пустует. Дело в том, что реальный мир детей сегодня не интересует. У них есть свой. Он находится вот за этими черными стеклами смартфонов. Там внутри, в интернете, они формируют свое мировоззрение. Там находится самый прямой путь к их мыслям, чувствам и мечтам».

Проводники, подобные Филиппу Будейкину, используя модные депрессивные тренды, делают себе имя. Как это происходит, знают SMM-менеджеры – специалисты по продвижению интернет страниц.

Александра Шпехт, специалист по продвижению интернет-страниц: «Я разрабатываю контент план. Я подбираю материалы, которые были бы интересны этой аудитории. Возможно, это создание каких-то мемов, каких-то шуток. Я подбираю другие группы в соцсетях, где может быть потенциально интересная мне аудитория и создаю, адаптирую специальный пост».

Такие, как Филипп Будейкин, размещают посты, которые вызывают ассоциации с запрещенными в России организациями, публикуют картинки с кровавыми сценами.

Дмитрий Ковпак, психотерапевт, кандидат медицинских наук: «Такие апокалиптичные картины конца света, конца жизни, рисуют люди с явным стремлением к саморазрушению. К сожалению, такие тенденции могут поддерживаться. Например, "Доктор Смерть" Джек Геворкян. Создал машины смерти "мерситрон" и "тонатотрон"».

Как и Филипп Будейкин, "Доктор Смерть" Джек Геворкян склонял к смерти. Не скрывал, что разделяет сектантскую идею «золотого миллиарда», суть которой в самоуничтожении «лишних» людей. У этой идеи много последователей в интернете.

Александр Шпехт: «В контакте есть группы, посвященные мертвым страницам. Вы же понимаете, что это целевая аудитория очень хорошая. Сто пятьдесят две тысячи человек. Я не уверена, что я стала бы связываться с этой группой, поскольку, существует огромное количество сообществ с более прозрачной тематикой».

Но кому-то эти сообщества с сотнями тысяч участников нужны. Ведь кто-то создает эту виртуальную моду на депрессию и суицид. Николай Полунин более тридцати проработал в КГБ. Участовал в операциях по обезвреживанию шпионов. Он согласен, что времена и технологии изменились, но принципы идеологических диверсий остались те же.

Николай Полунин, сотрудник КГБ в 1970-90 гг.: «Есть западные психологи, которые изучают менталитет нации. То же самое Майдан. Они его зажгли одной спичкой. Брат пошел с вилами наперевес на брата. Их задача найти слабое место. А самое слабое место у нас сейчас это молодежь. Там работают специалисты высочайшего класса. Высочайшего. Поверьте мне. Мне приходилось сталкиваться со специалистами. Влияют на подсознание, а молодежь принимает это за чистую монету»

Учить детей жизни в социуме нужно и в школе. Пока учебник по ОБЖ посвящен другим темам. Вот пособие для пятого класса. Есть главы о гололеде, собаках, электричестве. Об экстремизме в интернете — ни слова. Учебники для 6,7 и даже 9-го класса, в основном, посвящены медицине и кострам в лесу.

Николай Полунин, сотрудник КГБ в 1970-90 гг.: «Противодействие терроризму и социальные проблемы представлены одной страницей. Понимаете? Те вещи, которым должна учить семья преподносятся в основном виде. На двести страниц».

Рецептов, как уберечь юное поколение от дурного в интернете, много. Одни устраивают тотальную слежку, другие отключают интернет. Психологи считают это бесполезным. Если подросток замкнулся после бесед с виртуальными друзьями, ни в коем случае нельзя ругаться, наоборот, нужно обнять, пожалеть ребенка. Он должен понимать, что в реальном мире нужен больше, чем в выдуманном такими, как Филипп Лис. Сегодня Будейкин находится за решеткой. Накануне, он сам себе поставил диагноз – биполярное расстройство личности. Но у него есть время заняться самолечением, пока следователи ищут новых свидетелей. Сообщить о попытках суицида подростков, знакомых с Филиппом Будейкиным, можно в Управление Следственного комитета Петербурга или по телефону «02».