Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе Петербург, как и вся страна, пристально следил за исходом битвы за титул чемпиона мира по шахматам. Все ждали шахматного Армагеддона. Это как буллиты в хоккее, как пенальти в футболе. Увлекательное зрелище. Черным дается пять минут. Белым – четыре минуты. Кто выигрывает – тот и получает корону чемпиона мира. Мы были буквально в шаге от Армагеддона. Но этот шаг не был сделан. Мы проиграли. Но ничего. Всё впереди. И вот почему.

Шахматы всегда для нашей страны – это было не просто увлечение умников-очкариков. Это была возможность стать звездой, сделать головокружительную карьеру, получить награду героя. Как это сделал, например, мальчик Толя Карпов из Челябинской области, начинавший играть в шахматы в доме культуры сталепрокатного завода. А еще шахматы для нашей страны – это всегда битва миров. Как мы в 70-х бились на смерть в хоккее с канадцами. Так и в 80-х мы бились с американцем Корчным. Шахматист в России, как и поэт, всегда был больше чем просто шахматист. Как в Гарри Поттере – шахматы это больше чем просто игра.

Так получилось и на этот раз. Житель, непризнанного Западом российского Крыма Сергей Карякин в Америке бился с представителем Европы Карлсеном. Чем не битва миров? Карлсен, как Карлсон, улетал, когда проигрывал.

Но так же, как и сказочный Карлсон, всегда возвращался, чтобы выигрывать.

Почему проиграл наш гроссмейстер – еще долго будут анализировать специалисты. Но если вкратце, то русская эмоциональность и, порой, надежда на авось не устояла перед волей и системностью европейской машины по имени Магнус Карслен.

Евгений Романов, международный гроссмейстер, тренер сборной Норвегии в 2014 г.: «Я вспоминал второй матч между Спасским и Петросяном, когда Тигран Вартанович сдал свою корону в свой день рождения, 17 июня. Вчера у Магнуса тоже был день рождения, поэтому можно было проводить какие-то параллели. И как вы знаете, Спасский проиграл первый матч за звание чемпиона мира Петросяну. И второй раз Борис Васильевич обыграл весь мир. Посмотрим, удастся ли это Карякину. Но это очень непросто, потому что система тяжелейшая и уровень очень близкий. Изначально в этом цикле Сергею сопутствовала колоссальная удача во многих элементах. Но нельзя прогнозировать, что будет точно так же. Потому что уровень подравнялся, уровень вырос. И среди топовых шахматистов можно перечислить много людей, которые имеют шансы квалифицироваться на матч с чемпионом мира».

Юрий Зинчук: «Но всё равно предчувствие шахматного Армагеддона держало в напряжении полстраны. Шахматные атаки порой бывают не менее увлекательны, чем финал Чемпионата мира по футболу. И так же оглушительны, если наша страна проигрывает. Хотя мы были на волосок от звания Чемпиона мира.

Но сейчас уже не столь важен результат. Это теперь просто история. Гораздо важнее другое – несколько недель тема шахмат была на первых полосах газет, журналов, в топе новостей телевидения. Шахматы опять популярны у нас в стране. А это значит, что уже где-то в России начинает расти будущий чемпион, которому не будет равных в мире».