Ответ на вопрос «кто мы, россияне?» с точки зрения науки искал Антон Цуман.

Лаборатория центра геномной биоинформатики СПбГУ. Здесь уже более пяти лет ищут новые гены, выявляют их функции, расшифровывают геномы. И теперь объектом исследования специалистов центра стали жители России. Профессор Стефан О'Брайен показывает нам гордость научного центра – коллекцию образцов крови, собранную в рамках проекта «Российские геномы».

Антон Цуман, корреспондент:
– Сколько образцов вы уже собрали?

Стефан О'Брайен, руководитель лаборатории Центра геномной биоинформатики СПбГУ им. Ф. Г. Добржанского:
– Несколько тысяч. Конкретно из России — пока 1200 штук.

Всего планируется собрать и расшифровать более двух тысяч образцов ДНК. Проект стартовал в прошлом году, и это первое в России исследование такого масштаба. И возглавил его американский профессор, который по его собственным словам, видит в нашей стране огромные перспективы, ради которых оставил должность в Национальном Раковом институте у себя на родине.

Стефан О'Брайен: «Я искатель приключений. Я ничего не знал о России, но хотел узнать о ней не из заголовков газет. Вторая причина — подобные проекты есть по всему миру. США, Великобритания, Канада, Китай, Корея. И теперь самое время для России присоединиться. Из-за своей богатой и прекрасной истории».

Одна из целей проекта – проследить насколько подвержены наследственным заболеваниям жители различных регионов. Медицинская генетика уже давно не экзотика. Например, в петербургском Медико-Генетическом центре обрабатывают в среднем более двухсот анализов в день. И именно на принципах генетики, как уверяют специалисты, будут основаны лекарства будущего.

Ольга Романенко, главный врач СПб ГКУЗ Диагностический центр (медико-генетический): «За последние 50 лет так двинулись мы в генетике в лучшую сторону по диагностике, профилактике и лечению, что, несомненно, все эти разработки будут влиять на качество лечения, персонализированное лечение».

Но ещё один важный аспект – этнографический. Изучив генетический материал, можно будет точнее определить, как расселялись народы по территории нашей страны. И с точки зрения науки ответить на вопрос – кто мы, россияне? Откуда пришли и куда идем.

Антон Цуман, корреспондент: «Такой большой город, как Санкт-Петербург, для генетических исследований не совсем подходит. Как говорят специалисты, слишком сильно смешались гены среди его жителей. Поэтому в поисках идеальных образцов исследователи отправляются в маленькие поселки, раскиданные по всей России».

И таких уголков становится всё меньше. Например, когда-то удаленный от Петербурга поселок Ульяновка обрел почти городские черты. Сергей Куликов – один из немногих, кто живет здесь с самого рождения. Говорит, в исследовании участие бы принял, если бы пригласили. Но для себя ответ на вопрос, кто такой россиянин нашел уже давно.

Сергей Куликов, житель поселок Ульяновка: «Ну тот, кто в России живет, независимо от вероисповедания, религии. Гены — нет таких. У нас же сколько войн было, под татарским игом были сколько, гены все перемешались же».

С точки зрения ученых-этнографов всё действительно так. Огромный суперэтнос  – русские – сложился из трех больших потоков – славяне, финно-угры, тюркские племена. Ещё многие и многие народы присоединялись к российскому государству на протяжении всей его истории. И, по мнению директора этнографического музея Владимира Грусмана, ответ нужно искать не столько в генетическом коде, сколько в культурном.

Владимир Грусман, директор Российского этнографического музея: «Люди интересуются своими корнями. Но, в первую очередь, это корни семейные. Это корни тех национальных или этнических групп, к которым люди традиционно принадлежат. Но здесь тоже единого генома не найдешь. Потому что это форма глубокого психологического национального самосознания. Не знаю, чего достигнут ученые, но дай бог…».

Первые результаты исследований российских геномов мы, возможно, увидим уже в следующем году. Но к каким бы выводам не пришли ученые , достоверно установлено, что ДНК всех людей на планете идентичен на 99,9%. То есть по большому счету мы и так едины. Важно то, кем мы осознаем себя. Независимо от законов и политической конъюнктуры. Мы. Сами.

Антон Цуман
«Пульс города»