На что может рассчитывать специалист при трудоустройстве после того, как получил образование? Репортаж Максима Облендера.

Жужжание бормашины перебивает звук мультфильма на экране. Маленький пациент в маске дышит смесью закисей азота и кислорода – вроде успокоительного с запахом мороженного. Цвет пломбы для молочного зуба на выбор. Желтый, зеленый, вишневый, синий. Технологии в стоматологии, говорят врачи, развиваются настолько стремительно, что вузы со своей учебной программой за всем просто не успевают. А потому выпускнику, даже после интернатуры еще многому предстоит научиться.

Юлия Семенченко, детский врач-стоматолог: «По нашим стандартам врач проходит стажировку. Мы высаживаемся помощниками – ассистентами опытных врачей, несмотря на то, что мы сами можем уже по диплому лечить. Мы сидим, помогаем, смотрим за нюансами работы и учимся тонкостям».

Долгая стажировка и курсы. Какие-то оплачивает клиника, какие-то приходится проходить за свой счет. Если посчитать все затраты на обучение, выходит круглая сумма. А без дополнительного образования, говорят врачи, сядешь в кресло максимум ассистентом, да и то в отдаленной районной клинике.

Денис Васильчишин, старший врач детской стоматологии: «Всё зависит от человека. Можно закончить стомфак СПбГУ – в принципе непрофильное учебное заведение – и быть хорошим специалистом. А можно закончить Первый медицинский и плавать во всем. Всё зависит от желания. В голову никто ничего насильно не вобьёт».

В судостроительном колледже тем временем вчерашние девятиклассники изучают свойства стали и примеси. В этой сфере выбор учебных заведений не столь велик. Аналогов у колледжа просто нет. Но этим ребятам повезло — за каждым уже закреплено место на заводе, у колледжа заключены соглашения с ведущими судостроительными предприятиями города.

Сергей Симаков, заместитель директора по учебно-производственной работе колледжа судостроения и прикладных технологий: «Несколько лет подряд линейки на 1 сентября проходят на судостроительных заводах. И ребята видят своё рабочее место. Они понимают куда придут, в какой цех. Наше заведение защищено трудоустройством, дипломом. С 1 курса они выходят на практику – на своё рабочее место».

Колледж подготавливает 200 человек в год, но городу их катастрофически не хватает. И еще не факт, что выпускники все строем пойдут на завод: кто-то в 18 лет уйдет в армию, кто-то отправится получать высшее, например, в «корабелку». Отсюда, кстати, на завод попасть еще проще. Никита Соколов – ещё студент, но уже работает наравне со всеми.

Никита Соколов, помощник мастера: «Я узнал в интернете, что сюда можно прийти студенту последнего курса. Пришел и устроился, работаю. Пришёл сюда недавно, полтора месяца назад, помогаю мастеру, проверяю сварку – всё, что делает мастер».

В цехах балтийского завода – партнера колледжа судостроения – даже часть станков такая же как в учебных лабораториях. Любой выпускник о таких все знает. Можно работать. Многие так и поступают. Зарплата от 30 тысяч рублей и возможность повышения в должности есть.

Михаил Макаров, начальник производственно-диспетчерского бюро стапельного цеха Балтийского завода:                 «Достаточно серьёзно мы отбираем людей. Далеко не все остаются. По нашему хотению, подходит – не подходит. Тяжелая работа, мы тут всё-таки возрождаем атомный флот России. Серьёзные требования, знания нужны».

В итоге, в цех просто так не попасть. Нажимать кнопки многотонного станка или бормашины – всё это надо еще заслужить, доказать, что ты справишься. Неважно, стажёр ты, выпускник или практикант – выживут, вернее, получат трудоустройство сильнейшие и талантливые, такие, говорят наставники, к счастью, еще не перевелись.