Любой человек мечтает о собственном комфортном жилье, однако исторически в нашей стране, всё складывается несколько иначе. Максим Васильчук изучил историю «доступных» квартир.

Максим Васильчук, корреспондент: «Среди новостроек в Кудрово стоит такая необычная инсталляция. Белая тумба, выдвинутый ящик, а внутри — квартира-студия в разрезе. Небольшая комната, где сразу и спальня, и кухня. И видно, что человеку, молодой маме с ребенком, неуютно в этом помещении. Уединиться можно разве что в ванной комнате. Автор посвятил свою инсталляцию недоступности и тесноте современного жилья. Многим,  вместо комфортных квартир, приходится жить в помещениях, действительно напоминающих тесный ящик».

От сильного ветра миниатюрную квартиру спасает кирпич. Большой популярности эта композиция у местных жителей пока не завоевала. Вместо нового памятника люди охотнее обсуждают сами квартиры-студии.

Елена Миловская, жительница Кудрово: «Ты сам себе хозяин. По крайней мере, если ты на кухне оставил грязную посуду, то уже никто не будет ругать».

Но для кого-то именно коммуналка остается единственным доступным вариантом для жилья. Такие квартиры начали появляться после революции — большевики принудительно забирали жилье у классовых врагов и использовали его для расселения рабочих.

В подобной коммуналке студентка Анна месяц назад купила собственную комнату. Девушке приходиться соблюдать нехитрые правила коммунальной жизни: свой стол на кухне, отдельная конфорка и даже определенная дата для обязательной генеральной уборки. Самое неприятное – это очередь в ванную комнату.

Анна Шкаликова, студентка: «Когда ты встаешь утром, тебе хочется быстро умыться, чтобы идти в университет. Ванная занята, тебе приходиться ждать. Ты опаздываешь. Никакого расписания нет».

Проблему с коммуналками в шестидесятые годы начали решать с помощью "хрущевок". Многонаселенные квартиры стали расселять. Тогда буквально за десять лет собственное жилье получили почти пятьдесят миллионов граждан союза. Но комфортной такую квартиру назвать трудно – тесная прихожая, крошечная кухня и небольшая комната.

В подобной хрущевке уже много лет живет педагог Оксана со своим мужем. Говорит, что места нет даже для шкафа, поэтому вся одежда в кладовке. Растить детей в таких условиях очень сложно.

Оксана Михайлова, педагог: «Мама говорит, что нужно рожать ребенка, и ребенка я могу отдать ей, потому что ребенка в однокомнатной квартире без балкона — я не представляю, как это. У ребенка должна быть отдельная комната, мое святое убеждение».

В двухтысячных на смену хрущевкам стали приходить квартиры-студии. То же небольшое пространство, но только теперь без перегородок. На двадцати с лишним квадратных метрах помещаются ванная комната, спальня, рабочее место и кухонный уголок.

Молодые студенты Петр и Полина живут в такой студии уже год. Для расширения жилплощади используют балкон. Зимой это место хранения ненужных вещей, летом – отдельная комната. И все-таки уединиться в квартире-студии непросто. Ребята уверены – к этому нужно привыкнуть.

Петр Поликарпов и Полина Блажевич: «Это проблема, когда одному человеку нужно спать, а другому нужно собираться и куда-то идти. Тогда это немножко мешает. Но уже спустя год научились не обращать на это внимание. Просто спать надо крепче. И терпеть!»

Но долго терпеть молодая пара все же не собирается. Малогабаритное жилье – это только начало. Следующий этап – покупка просторной квартиры. Петр и Полина уверены: эта идея не останется просто мечтой. Ведь в противном случае жизнь в студии может стать похожей на ту, что в инсталляции в Кудрово. В четырех стенах, где толком не развернуться, создать счастливую семью — практически невозможно.