Россия сняла санкции с некоторого вида сельхозпродукции, импортируемой из Турции. Пока речь идёт исключительно о цитрусовых и косточковых. Как на это известие отреагировали наши фермеры? И сколько будут стоить фрукты? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук, ведущий: «К другим новостям. Давайте теперь посмотрим, как отреагировал рынок на недавнее заявление Президента России о том, что снимаются санкции с некоторого вида сельхозпродукции, импортируемой из Турции. Речь идёт пока исключительно о цитрусовых и косточковых, то есть сливы, персики, нектарины и тому подобное. Заявление это прозвучало 10 октября. И вот только сейчас можно сделать первые выводы о том, как это отразится на прилавках наших петербургских магазинов и рынков. Смогут ли наши фермеры, работающие в "зоне рискованного земледелия", составить конкуренцию турецким коллегам? Готовы ли к возвращению турецких товаров потребители? или "Не нужен нам персик турецкий, и даже айва не нужна". Или всё-таки нужна? Об этом в репортаже Антона Цумана».

Местечко Нечеперть. Семьдесят километров от Петербурга. Прямо посреди леса — небольшое фермерское хозяйство. Юрий Фионов начал поднимать его ещё в 90-е и теперь с удовольствием проводит экскурсию по своим владениям. Хозяйство крепкое, семейное. Телевизор здесь смотрят редко — перед зимой работы ещё непочатый край. Но новость, которая рано или поздно затронет многих российских фермеров, здесь услышали одними из первых.

Владимир Путин, Президент России: «Сегодня правительство РФ приняло решение допустить на российский рынок целую группу турецких товаров, это так называемые косточковые и цитрусовые продукты».

Предмет гордости Юрия Фионова – клубника — ни к цитрусовым, ни к косточковым не относится. Поэтому к его счастью с сортов земляники садовой санкции пока ещё не сняли. Но фермер уже размышляет, смогут ли его европейские сорта победить турецкие.

Юрий Фионов, фермер: «Даже немецкие сорта дают прекрасный урожай ягоды. Вот этот отличный сорт Флоренция — нам он нравится и по вкусовым качествам, и по количеству — сколько собираем».

Одним словом, чем сильнее осенние заморозки, тем теплее становятся отношения между Россией и Турцией. И скоро на наших прилавках официально появятся турецкие апельсины и мандарины из семейства цитрусовых. А из семейства косточковых – черешня, сли­ва, алыча, абрикосы и персики.

Антон Цуман, корреспондент: «Если посмотреть сейчас на цену апельсинов и мандаринов — с прошлого года она ощутимо выросла. А по прогнозам экспертов после возвращения продуктов из Турции на наши прилавки цена снизится минимум на 10 процентов».

Пока посетители петербургских рынков хоть и удивляются подросшим за год ценам, но к снятию санкций с турецких фруктов относятся сдержанно.

Стоящие по другую сторону прилавка продавцы Сенного рынка недостатка в товаре за этот год явно не испытывали. Свято место фруктов из Турции пустовало недолго — его тут же заняла сельхозпродукция из России и южных республик. Впрочем, возвращение ещё одного поставщика розничных торговцев скорее радует, чем огорчает.

А это один из крупнейших оптовых складов на востоке Петербурга. На въезде — строгое предупреждение о запрете хранения здесь санкционной продукции. Амнистированные товары из Турции арендаторы ещё только готовятся принять. А пока здесь полным ходом разгружают турецкие лимоны, которым посчастливилось избежать санкций с самого начала. И ждут представителей турецкого бизнеса.

Марат Баскаев, коммерческий директор складского комплекса: «К декабрю ожидается, что пойдет косточка и по мере отмены других санкций пойдут томаты, овощи, баклажаны, кабачки. Я думаю, этих представителей будет больше и больше».

Неизвестно, смогут ли турки наверстать упущенное и вернуть объем утраченного рынка. Для справки — до октября 2015 он достигал полумиллиарда долларов в год. Но вполне возможно, турецкие апельсины и персики проторят тропинку для помидоров и клубники, с которых санкции пока ещё не сняты. Впрочем, Юрия Фионова это не беспокоит.

Юрий Фионов, фермер: «Это не я придумал – это говорят все, кто к нам приезжает: что у нас вкуснее, что у нас слаще. И делают приоритет, покупая нашу. Пускай везут! Иначе с кем конкурировать-то? Не с кем!»

Первый урожай в Нечеперти соберут уже в начале лета. Это можно утверждать с уверенностью, потому что клубника растет по законам природы. Но мир политики живет по совершенно другим законам, где правила игры меняются постоянно. Пока клубника Юрия Фионова готовится к зимовке под защитой эмбарго. Но к тому моменту, как она попадет на прилавки, ей вполне возможно придется вступить в борьбу за потребителя с красной турецкой ягодой.