Артур Ходырев побывал в центре социальной адаптации и узнал, что могут там предложить бывшим заключенным, и насколько охотно они к такой помощи прибегают.

На выходе из лифта небольшой пост дежурного, на стенах – адреса метро, больниц, расписание выдачи стирального порошка. На столе – брошюры с медицинской информацией. Все это напоминает проходную студенческого городка. Но вместо студентов – бывшие заключенные, которые заново учатся жить самостоятельно.

Вячеслав Иванов, бывший заключенный: «Мне немного повезло, если честно. Мне так кажется. У меня нет жилья, жена умерла. С тещей уже плохие отношения. Сами понимаете. Не думаю, что она была бы рада меня видеть».

Одновременно в центре адаптации могут проживать 32 человека. Живут в комнатах по двое. Этажом ниже работают специалисты центра – юристы, соцработнки, психологи. Вместе они стараются решить целый комплекс проблем, которые возникают у бывших заключенных.

Константин Павлов, директор центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы: «Профилактика правонарушений, в первую очередь, предусматривает то, чтобы человек был трудоустроен, чтобы у него было жилье. Мы также решаем вопросы в отношении его медицинского благополучия. Когда человек занят, у него нет времени на совершение правонарушений».

Самое трудное, говорят специалисты, пробудить в людях снова интерес к жизни. Многие настолько привыкают к жизни за решеткой, что уже не могут адаптироваться к свободе.

Вячеслав Иванов, бывший заключенный: «Там у тебя режим, а здесь ты предоставлен сам себе. Освобождаешься, тебя выгоняют и у тебя волчий билет и все. Социально никак не адаптирован. По дороге идти кривой нашей гораздо проще. Пошел, отнял, украл. Поэтому и возвращаются все. Очень здорово, что есть такие организации. Они , действительно, помогают».

Курс адаптации длится 6 месяцев. Впрочем, насильно отсюда никого не выгоняет. Помимо работы и здоровья, ключевой вопрос – личное жилье.

Нина Синильчикова, специалист по социальной работе: «Семь человек в этом году получили у нас бесплатное жилье. И вот последнее – мне тут звонит недавно, прямо из жилотдела, говорит: "Прыгаю до потолка, мне дали жилье, комнату 17 метров". Вот он недавно и женился. Мы стараемся их к этому тоже готовить, чтобы они и про личную жизнь не забывали».

Немало и тех, кто вернулся сюда вновь. Например, Алексей. В центр он пришел спустя 13 лет. Но не за помощью – сам готов помочь.

Алексей Никитин: «Я уже сюда приходил, в 92-93 году.  Я к другу пришел, помочь ему немного. Чтоб его поддержать. У меня все хорошо. Жилье есть, работа. Туда мне не надо, спасибо, надоело».