В Петербург пришла осень и это, судя по всему, надолго. Павел Никифоров нашёл новые и, наоборот, забытые приметы петербургской осени и составил из неё азбуку.

Юрий Зинчук, ведущий:  «Как шутят петербуржцы, осень у нас начинается в сентябре, идёт до декабря, потом небольшой перерыв на зиму и снова продолжается с апреля по июнь. Осенняя депрессия, петербургская апатия, клип ДДТ "Что такое осень", избитое выражение "пойдём пошуршим листвой" и рычание продуваемых батарей перед отопительным сезоном — это всё то, что неминуемо ассоциируется с осенью. Павел Никифоров нашёл новые и наоборот — забытые приметы петербургской осени и составил из неё азбуку. Ну, например: "Н" – наводнение, "Х" – хандра, "Г" –  грибы, и если вы их не собираете, как и волевой и цельный Бузыкин из "Осеннего марафона", то это, конечно, очень плохо. Алфавит продолжит Павел Никифоров».

С приходом осени в Петербурге традиционно открывается театральный сезон, дачники возвращаются в город, в руках появляется зонтик, а Летний сад закрывает свои фельтоновские ворота. И из подобных примет осеннего Петербурга можно составить целую азбуку. Ну, например. Буква «М» — миноги.

Миноги явление сезонное, конкретнее – осеннее. Эти круглоротые бесчелюстные, внешне сильно напоминают угря и обитают в Ладоге и Невских водах. С приходом осени миноги традиционно появлялись на петербургских столах в маринованном виде и напоминали о приходе сентября. Правда в последние годы её улов падает тоннами, а вкус стирается из памяти.

Андрей Власов, шеф-повар: «Минога – это вообще очень ценная рыба, причем её не только в кулинарии использовали. Если высушить миногу и протянуть фитиль, то она вполне может работать свечкой. Минога по-петербургски — это минога обжаренная, которая маринуется именно в собственном соку и образуется такое желе и в этом желе она и хранится и подаётся».

Причём по вкусу минога меньше всего напоминают рыбу, у неё свой собственный, петербургско-осений вкус. «М» – миноги. Следующая буква «Т» – температура. И за последние 140 лет среднегодовая температура в городе повысилась ровно в два раза с 3,7 до 6,7 градусов по Цельсию. Произошло это как раз за счёт расширения осени. Зима стала короче и теплей, лето холодей, а вот осень теперь — это даже не сезон, а продолжительное состояние духа города. «Т» – температура. Следующая буква азбуки «К» – клён.

Александра Волчанская, ведущий агроном Ботанического сада: «В парке дендрария представлено более 40 видов клёна, какие-то клёны есть даже в оранжереях. Для Петербурга и всего Северо-Запада есть только один клён, у нас только один вид растёт и он остролистный».

И это только в Ботаническом. И не только для нас упавший лист клена знаменует осень. В Японии — вот, кстати, японский клён — праздник падающих кленовых листьев сравни цветению сакуры. Мы из листьев клёна делаем осенний гербарий, а они сквозь них смотрят на небо. Дальше буква «Д» — дождевик! 20 тысяч болельщиков Зенита в синих дождевиках на Петровском стадионе — это как визитная карточка осеннего Петербурга!

«Д» – «дождевик». Следующая буква «Ф» – фотография. С фотографом Андреем Стрельниковым мы встретились у корабельных ворот Новой Голландии, будто сошедших с гравюр Пиранези. Это один из самых осенних открыточных видов города. Осенний свет особый, он позволяет снять фасады зданий под косыми лучами. И эта история как раз про Андрея, который осенью для съемок, как правило, расчехляет инфракрасный объектив.

Андрей Стрельников, фотограф: «Ну, во-первых, хочется урвать последние листья, чтобы проявился инфракрасный эффект. Во-вторых, вот этот косой солнечный свет, который очень хорошо падает на фасады, на плоскости — он помогает мне более выразительно снять архитектуру».

«Ф» – фотография осеннего Петербурга. «Б» – Басилашвили, с его бесконечной пробежкой по Кораблестроителям в фильме «Осенний марафон». Это тоже примета жёлто-красного Петербурга.

«Б» – «Басилашвили». Следующая буква «О» – «Открытки». И это самое интересное явление последнего времени. Забытый способ коммуникации возвращается, а иллюстрации на карточках всё больше приобретают типичные черты осеннего Петербурга. «Из Петербурга с апатией и безразличием», «Холодно и грустно — всё как мы любим» и «В любой непонятной ситуации лети в Петербург». Мы встретились в книжном магазине на Литейном с иллюстратором последних двух открыток Сашей Павловой, и попросили показать, а как создаются осенне-петербургские открытки.

«О» – «очень осень». Ещё в этом алфавите должна быть буква «П» – Петербург. Потому что Петербург и осень феномены не столько даже синонимичны, сколько тождественны. И, например, осень в других городах можно называть Петербургом, а сам Петербург – Осеньбургом. Разницу все равно никто не заметит. Потому что с апатией и безразличием.