В наш город привезли десятки крайне интересных и во многом экспериментальных постановок и огромное количество перфомансов и концертов. Павел Никифоров сделал свой желтый «фрик кейс», положил в него предметы, из которых и состоят спектакли фестиваля, и прошёлся по самым интересным представлениям.

Юрий Зинчук, ведущий: «В Петербурге на днях стартовал самый масштабный и самый необычный в России фестиваль кукольных театров "Фрик Кейс". Для участия в фестивале приехали артисты из многих европейских стран: Франции, Польши, Голландии. Нельзя сказать, что фестиваль понравится любителям классического театра. Но зато здесь можно обнаружить интересные формы театрального эксперимента. Например, спектакль, основанный на балансе камней. Самых обычных камней. Или, допустим, трагедия Анны Карениной, пересказанная с использованием обычных стаканов. Одним словом, полный фрик-кейс».

Павел Никифоров, корреспондент: «Это такая типичная киноистория: в город приезжает неизвестный человек с чемоданом. Обязательно желтого цвета — желтый приносит радость, смех, это цвет фриков, сумасшествия, он стимулирует к изменениям. И если кто-нибудь посмотрит внутрь этого чемодана, то сильно удивится его содержимому — камень, стерео-очки, толстая тетрадь… И у кого это может вызвать смех?»

«Фрик кейс» – это экспериментальный театральный фестиваль и крупнейший в России фестиваль кукольных театров. Тут и расшифровки никакой не надо — всё и так понятно. «Фрик кейс» – это жёлтый чемодан, в котором утрамбованы те театральные формы, которые сегодня нам кажутся невероятно новыми, а завтра должны стать нашей театральной обыденностью. Вот одна из них — передвижной кинотеатр марионеток «Клик». Фургон стоит на Некрасова, прямо напротив Большого Театра Кукол.

– Антуан, привет! Меня зовут Паша. Что это такое?
– Это французский синема-марионет-граф. Это кино, только с куклами.
– Итак, ты родом из Франции?
– Да. Мы приехали из Франции.
– Это самый маленький в мире кинотеатр! У людей возникает иллюзия старого кинематографа, где нет текста и черно-белая картинка. И с этим кинотеатром, подобно каравану, мы путешествуем по всему свету.
– Антуан, я хочу посмотреть на это.
– Да, конечно! Тебе нужны стерео-очки!
– Нет, у меня свои. Я подготовлен. У меня тоже есть фрик-кейс, и я в него заранее положил стерео-очки!

Минуты не проходит, как начинаешь верить, что это самое настоящее немое черно-белое кино с реальными актерами и реальной улицей, вместо декораций. И в какой-то момент зрители окончательно забывают, что сидят не в уютных креслах кинотеатра, а на узкой скамейке автофургона. Но пойдём дальше, посмотрим, что творится на классической театральной сцене.

Это «Толстая тетрадь» Аготы Кристоф в постановке Пермского театра кукол. Это спектакль обо всех войнах сразу. Таков замысел автора текста. Это гиперреализм, эссенция из катастроф 20 века, которую нужно принять, как прививку. Таков замысел режиссера.

А эти дети, видимо, вели себя не очень хорошо. Вот голландский перформер Ник Стёр и поставил пару камней одному из них на ногу. И еще одной – на плечо. Главное, чтобы дети замерли, буквально замёрзли на месте. Ведь любое движение, любой звук может разрушить конструкцию, которую Ник строит из камней во дворе Фонтанного дома. Это спектакль «FREEZE!», основанный на балансировке камней. Вся суть в том, чтобы скрепить камни, не используя вообще никаких материалов, только сами булыжники, гравитация и баланс. Кстати, мы узнали, что на спектакль Ника можно принести собственный камень и решили заранее его отдать.

Это действительно невероятное зрелище, сопоставимое разве что с медитацией. Говорят, что вечно можно смотреть на огонь, воду и работу пожарных. И в этом ряду прибавилось — вечно можно смотреть и за балансировкой камней. А еще вечно можно смотреть на подобное сумасшествие фриков. Или на подобное, еще более странное.

Даже не можно, а нужно смотреть, как минимум ради смеха и хорошего настроения. Как максимум ради новых театральных форм, к которым петербуржцам еще нужно привыкнуть.

Павел Никифоров, корреспондент: «Это как в стихотворении Семена Кирсанова: "Вдруг — кончается будничность! Начинается будущность….". Вот и этот желтый "фрик-кейс" начавшаяся будущность среди петербургских театральных будней».