Необходимость ограничить количество частного транспорта признают уже не только урбанисты, но и сами автолюбители. Каким образом в нашем городе решают проблему вечных пробок, узнавал Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе весь мир отметил международный день без автомобиля. Петербург не остался в стороне. Тот, кто нашёл в себе силы, пересел на самокаты, велосипеды или общественный транспорт. По статистике, каждый 3-й петербуржец ездит на личном транспорте. Это один из самых высоких показателей в Европе. Но с другой стороны, в Милане приятно даже в октябре прокатиться до работы на велосипеде. А у нас в Петербурге – попробуй такой эксперимент! Сразу запишут в экстремалы. Но в то же время любой урбанист скажет – на такую территорию, которую занимает наш город, такое количество автомобилей – более одного миллиона – это невыносимо много с точки зрения создания комфортной среды для жителей мегаполиса.

Где найти эту золотую середину: чтобы и машин было меньше, и на велосипеде в январские морозы ездить не пришлось? Об этом задумался наш обозреватель Павел Никифоров».

Однажды мы проснемся утром и увидим похожую картину: пустые улицы, по которым вместо машин идут люди. И никакого частного автотранспорта. Для одних это мечта, для других — кошмар. Но совершенно точно, что первых и вторых на дорогах ждут изменения — и это уже не сон, а объективная необходимость.

Невероятная картинка: вице-губернатор Петербурга спрашивает с надеждой в голосе сотрудника полиции, «не пешком ли она пришла на работу?». А сотрудник отвечает: «пешком!». И тут кроется главная загвоздка: нас не должны удивлять вопросы, пешком ли мы ходим. И это определенный слом сознания, когда не удивляешься, например, взрослому человеку в хорошем костюме-тройке и в галстуке, который едет на работу на велосипеде.

Николай Волков: «Я чаще по городу и на работу добираюсь на метро, на велосипеде реже. В том числе и из-за того, что наш город еще не совсем подготовлен для безопасного передвижения на велосипеде».

И это лишь один из способов разгрузить центр — создать условия для велосипедистов. Второй и судя по всему именно тот, по которому пошли мы – отдать преимущество общественному транспорту. Сделать передвижение в городском транспорте более комфортным, чем на личном авто. С урбанистом Ильёй Резниковым, мы встретились как раз на Лиговском проспекте, где общественному транспорту отдано это преимущество за счёт выделенной линии. Пока машины стоят в пробке, пассажиры трамвая проносятся мимо без остановок.

Илья Резников, урбанист: «Петербург, как у европейского города достаточно безальтернативный путь развития. Потому что столько дорог не строй, а всё равно больше мест труда находится в центре города. И здесь новых дорог не построить и с парковкой сложно что-то решить. Есть же очень известная вещь, что машина на парковке занимает больше места, чем клерк у себя в офисе».

И в этом тоже есть определенный слом — осознать, что собственная машина занимает места больше, чем ты сам, и для исторического центра крупного мегаполиса, который буквально задыхается от пробок, это сверхважная проблема. К концу 80-х годов Ленинград попал в книгу рекордов Гиннесса из-за самой большой в мире системы трамвайного движения. Но в 90-е и в начале нулевых значительную часть путей сняли, и готовое решение для разгрузки центра было уничтожено. И в некотором смысле приходится всё начинать сначала. Вот конкретный частный пример.

Илья Резников, урбанист: «Я живу на улице Некрасова. В былые годы там было достаточно много трамвайных маршрутов, а на сегодняшний день по этой улице ходит только один автобус, на котором я даже и не понимаю, куда ехать. И получается, что я и живу в центре и работаю в центре. И получается, что мне ехать на общественном транспорте так же долго, как если бы я шел пешком».

И это еще один способ: «пешеходизация» центра. Больше пешеходных улиц взамен существующих автомобильных. Кстати, в Петербурге с этим не всё так плохо. По исследованию Яндекса, наш город занимает второе место после Москвы по продолжительности и частоте пеших маршрутов. Мы ходим долго и далеко как минимум пять раз в месяц и в среднем по пять с половиной километров. Чаще всего мы это делаем в пятницу вечером и достаточно изощренным способом.

Наталия Крупенина, руководитель внешних исследований Яндекса: «Маршруты очень вариативные, и очень часто включают в себя не улицы, а дворы, какие-то короткие тропинки через парки. Мне кажется, это такая петербургская особенность – пройти по маршруту через сквозные дворы-колодцы, а не через обычную улицу».

Платные парковки, выделенные линии, активная закупка городом автобусов — это всё неразъясненные и прямые способы выдавливания частных машин из центра. Понятное дело, что первая реакция водителя, вставшего в пробку из-за новой выделенной полосы с буквой "А" на асфальте — это недовольство. Но вторая и самая правильная реакция — на следующий день утром сесть не за руль, а на пассажирское кресло в автобусе.