Кандидаты, лозунги и обещания – новейшая история выборов в Петербурге в репортаже Михаила Титова.

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь давайте посмотрим, как Петербург голосовал на протяжении всех лет в истории выборов в современной России. Ведь в каждой избирательной кампании как в зеркале отражаются те или иные приметы времени, по которым можно судить, а в какой стране мы жили. И чтобы потом понять, а в какой будем жить? Давайте пролетим над этими эпохами. Итак, антология петербургских выборов в материале нашего политического обозревателя Михаила Титова».

Выборы в нашей стране всегда были отражением времени. Вот начало 90-х. Еще не сломлен Советский Союз, а избирательная система выстраивается по заграничным лекалам: демократично, альтернативно и относительно спокойно. Ленинград в первый и последний раз выбирает мэра. Город вскоре вернет себе имя, данное при рождении, название должности градоначальника поменяется. Но пока в битве за власть мечты о будущем побеждают уходящую натуру: коммунист и строитель дамбы Юрий Севенард проигрывает председателю Ленсовета и профессору-демократу Анатолию Собчаку. Счет разгромный: 66% голосов против 10-ти.

Бурлящие 90-е – время первых выборов нового законодательного органа власти и первые опыты обкатки грязных технологий. Пришедший на смену Ленсовету ЗАКС был до того непонятен горожанам, что явка на избирательные участки не дотянула даже до необходимого тогда минимума в 25 процентов. Анатолий Собчак идет на нарушение закона – своим распоряжением продлевает голосование еще на сутки. На ситуацию это повлияло мало: выборы признали состоявшимися только в половине из 50 округов. Осенью пришлось довыбирать. Именно тогда в процесс включились политтехнологи, запустив карусели: незаполненные бюллетени народ продавал или обменивал на водку. Кандидаты не скупились.

Александр Беляев, председатель Ленсовета в 1991-1993 гг.: «Кандидаты получали наличные деньги от коммерсантов, бандитов, прямо скажем, во власть пошел другой контингент людей, это способствовало созданию условий, которые привели к 98-му году, к дефолту, кризису власти в целом в России».

В 96-м за месяц до президентских выборов город вновь выбирает градоначальника. Кампания строилась на лозунге «Мэра — в губернаторы!» К этому времени Анатолий Собчак успел поссориться со всеми: и в Петербурге, и вне его. Альтернативу нашли в лице его зама — Владимира Яковлева. Позже эти выборы назвали последними честными в России 20 века: Собчак во втором туре проиграл своему оппоненту всего 1,7 процента, и никто не попытался тогда включить так называемый административный ресурс.

Сергей Цыпляев, политик, представитель Президента РФ в Санкт-Петербурге в 1992-2000 гг.: «Сейчас кажется, ну смешные ребята, 1-2 процента дорисовали бы. Но была реальная борьба, и за ее исход никто не мог поручиться».

Михаил Титов, обозреватель: «Здесь — в Мариинском дворце — вот на этой лестничной площадке произошла история, которая поменяла ход всей российской политики. Представьте: начало июня 1996 года, ночь. Горизбирком только что закончил подсчет голосов на выборах губернатора. И по легенде, вот тут стоит руководитель штаба Анатолия Собчака — Владимир Путин, а напротив сам Анатолий Собчак. И Путин произносит одну фразу: "Всё"… На что Собчак бросает: "Ничего не надо делать"».

Этот выбор спустя всего несколько лет кардинально изменил политический ландшафт, как города, так и страны. Начался петербургский призыв в федеральную власть.

1998-й стал самым скандальным не только в петербургской, но и во всей российской электоральной истории. Незадолго до выборов практически на пороге собственной квартиры была застрелена депутат Госдумы Галина Старовойтова. О раскрытии преступления объявили в конце 2002. По версии следствия, депутата убили «тамбовские» по заказу ее политических противников.

Та кампания была отмечена и новым изобретением политтехнологов, которое потом пошло в регионы: у самых ярких кандидатов появились двойники. Против Сергея Миронова в его же округе выставили сразу двух полных тезок, при этом один из них грузчик-«афророссиянин». «Мироновых много, Михалыч один» – с этим лозунгом Михалыч и победил, набрав почти 70% голосов.

Выборы губернатора в 2003-м поражали кандидатским разнообразием. Поначалу на этот пост заявилось 32 человека, но регистрацию прошли 9. Одним туром дело не ограничилось, во второй вышли полпред президента Валентина Матвиенко и вице-губернатор Анна Маркова. За Матвиенко явственно проступала тень Президента: незадолго до голосования Владимир Путин публично пожелал своему представителю победы. Избиратель, прислушавшись к напутствию президента-земляка, из двух женщин выбрал Валентину Ивановну. После этого началась восьмилетняя эпоха Матвиенко.

В те же нулевые выборное законодательство менялось столь часто, что даже опытные политики не успевали отслеживать нововведения. В 2007, в преддверии выборов в ЗАКС, избирательную систему неожиданно перевели на партийные рельсы. Заодно увеличили до 7 процентов проходной барьер, установили залог в 90 миллионов рублей (при этом в Госдуму он составлял 60 млн). Оставили сбор подписей для выдвижения, но ограничили время для их сбора. Эти барьеры оказались непреодолимы для популярного в городе Яблока. Впрочем, как и для многих других партий.

Выборы 2011 как в городской ЗАКС, так и в Госдуму побили все рекорды по количеству жалоб. Претензии предъявлялись и по поводу голосования временно зарегистрированных граждан, и по поводу "каруселей", и из-за недопуска наблюдателей на участки. Попытки оспорить "перемену мест" в судах оказались безуспешными. Поствыборный общественный резонанс в обеих столицах был настолько громок, что был услышан наверху.