Начинать инклюзивное образование нужно не со школы, а еще раньше – с детского сада. Как в этом направлении работают в Петербурге, разбирался Максим Васильчук.

Светозар — особенный ребенок. С рождения у него задержка психомоторного развития. Поэтому и занятия с ним — особенные. Воспитатель-дефектолог учит малыша отличать предметы по цвету и размеру.

Ольга Иванова, дефектолог: «Цель ребенка — услышать меня, чтобы ребенок мог выполнять простые просьбы. Положить, спрятать, закрыть, открыть. Чтобы в дальнейшем ребенок мог слышать простые просьбы родителей, друзей, слышать окружающих. Потому что основная цель  – это адаптация в обществе».

Этот детский сад — инклюзивный. Для таких, как Светозар, здесь созданы специальные условия. С утра до вечера с детьми работают психологи и логопеды. Контакт друг с другом и занятия с воспитателями помогают ребятам адаптироваться к реальной жизни.

Надежда Самойлова, создатель инклюзивного детского сада: «Например, ориентировка на листе, казалось бы, элементарный тест, вверх, вниз, право лево. Зачем это нужно? Затем, чтобы ребенок читал потом вперед, а не назад, потому что в первом классе это станет серьезной проблемой, когда читают справа налево. Никто так не может сделать».

Как и в обычном садике, дети здесь тоже гуляют. Но на лошадях. Для безопасности ребенка окружают несколько инструкторов. Лечебная верховая езда особенно полезна для детей-аутистов, у которых нарушено взаимодействие с внешним миром.

Надежда Самойлова, создатель инклюзивного детского сада: «Лощадь, за счет того, что она шагает и движение производится во всех трех проекциях, за счет этого мозг ребенка нормализуется. Плюс он учится доверять окружающему миру. Вот эта лошадь, она огромная, теплая, и ей точно можно доверять. И после этого он начинает доверять иппотерапевту, коноводу, окружающим людям, то есть, он открывается».

Дети здесь развиваются в два раза быстрее, чем при домашнем обучении. И после особенный ребенок уже комфортнее себя чувствует в школе среди сверстников. Но специалисты говорят — инклюзия подходит не для всех.

Александра Климова, специальный психолог: «Если у ребенка нет нарушений в поведении ярких, нет тяжелых нарушений, слепота, глухота, то можно такого ребенка постепенно влить в коллектив. Но для этого нужны условия. Это маленький детский сад и обязательно тьютор на каждого ребенка. В школе — сократить численность класса до половины. И у каждого ребенка — сопровождающий».

Всего в Петербурге почти 15 тысяч детей с ограниченными возможностями. Специализированных детских садов – только два, и принять всех они не могут. А помощь нужна каждому ребенку.