Как обманывают при приёме на работу, разбирался Артур Ходырев.

Администратор автобусных рейсов с зарплатой 70 тысяч рублей, рабочий с окладом 80 000 – и даже жилье предоставляют! Подобных объявлений на специализированных сайтах сотни. Но Чаще всего эти привлекательные объявления с реальной работой не имеют ничего общего.

Кирилл Горький, пострадавший: «Стояли обычные стойки в торговых центрах, мы продавали отпариватели. С каждой продажи — тебе 300 рублей. В конце месяца еще премиальная часть после выполнения плана. Но никто не говорил сколько должен был план».

Историю о первом печальном опыте поиска работы Кирилл вспоминает с юмором. То, как работодатель крутился, чтобы не платить за труд, поражает до сих пор.

Кирилл Горький, потерпевший: «По календарным дням вышел месяц, то есть я пришел числа 10 или 15-го на работу».

На следующий месяц в это же время мне сказали, что вы отработали 2 месяца вместо одного. И план вы не выполнили за 2 месяца. Поэтому мы с вами расстаемся. Плюс вычли с меня еще 600 рублей за якобы возвращенные товары. Притом мне сказали, что пока я не заплачу 500 рублей, мне не отдадут паспорт».

Паспорт, пожалуй, была единственная зацепка, которой стоило воспользоваться. В остальном, если работа оплачивается по факту, то привлечь к суду за невыполненные договоренности практически невозможно. Период, который человек отработал, не имеет значения.

Андрей Тындик, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов: «Если речь идет впрямую о предоставлении работы, то такие отношения можно воспринимать, как трудовые, даже без письменных документов. Но чаще всего речь идет об оказании какого-то рода услуг. В таком случае, в рамках трудового права работник в этом смысле оказывается не защищен».

Один из примеров , когда речь идёт об оказании услуг, оформление санитарной книжки. Работник подписывает с компанией договор и обязуется выйти на работу к назначенной дате. Платит за документ, а в первый рабочий день работодателя уже не найти.

Андрей Тындик, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов: «Люди, которые это готовят, как правило. вырабатывают некую систему безопасности. Подставные телефоны, на номинальных лиц, несуществующие почтовые ящики, которые никуда не ведут: такая переписка, такие переговоры, смс –  ничего к делу не пришьешь».

Бороться с таким бизнесом непросто. Еще до суда фирму ликвидируют. Потом открывают заново. Причём с тем же названием. Но уже с другим ИНН, расчетным счетом. По закону это уже другое юридическое лицо и начатые с чистого листа правовые отношения.