Это если не первый, то очень редкий подобный опыт, которым уже заинтересовались иностранные учителя и психологи. В новое здание на Васильевском острове переехала маленькая школа и детский сад, где дети с аутизмом учились лишь до 4 класса. Теперь они смогут все школьные годы получать образование и реабилитацию в специализированном учреждении.

Несколько лет назад мама Игоря – Марина – продала бизнес и квартиру во Владивостоке, бросила все и переехала в Петербург. Только здесь ей могли помочь в реабилитации сына.

Общаться с Игорем и понимать его может только мама и опытные учителя. Нам же Марина переводит с языка эмоционального на привычный нашему уху. Для Игоря школа – это не стены, а люди и атмосфера. Хотя именно новое здание даст ему надежду на жизнь в обществе.

Надежда Лебедева готовится к 1 сентября. Вместо учебников и тетрадей раскладывает тренажеры, которые помогают таким детям как Игорь научиться воспринимать мир.

Этих детей называют не больными, а особыми, которых «стандартным людям» не понять.

Еще в прошлом году дети с аутизмом, закончившие 4 класса единственной в городе специализированной школы, отправлялись в одну из школ коррекционных, рассчитанных по большому счету на умственно отсталых и детей с задержкой в развитии. Выдерживали они там, как правило, не больше года, ведь многие люди с аутизмом обладают высоким интеллектом. Просто они на своей неуловимой обычным людям волне. И только педагоги узкой специализации могут быть их проводниками в обычный мир.

«Антон тут рядом». Фильм петербургского режиссера Любови Аркус о подростке, чье имя дало название фильму и центру «Антон тут рядом». Эта история, в том числе, о том, как важно таким людям как Антон, постоянно находиться среди людей. Не имя возможности учиться в специализированной школе аутизма, 80 процентов таких детей оказывались на домашнем обучении, где день за днем теряли и так очень хрупкую связь с миром.

Современный дизайн, ни одного случайного цвета в палитре – здесь все сделано по четким рекомендациям психологов. Песочные столы для снятия стресса, необычный актовый зал, где чувствуешь себя не в замкнутом пространстве, а посреди исторического центра Петербурга. Изображение нанесено на ударопрочный материал, чтобы при любых обстоятельствах дети не нанесут вред ни себе, ни другим.

Еще лет 20 назад о таком центре родители детей с аутизмом и не мечтали. В Советском союзе не было ни инвалидов, ни людей со странным, малоизученным диагнозом. Система была нацелена на обычных школьников, которым предстояло стать надежными двигателями прогресса. В то же время, именно среди аутистов много гениев изобретателей и даже талантливых артистов, которые в наше время выступают на знаменитых международных конкурсах.

Мама Димы Соболева считает, что сын мог бы стать программистом – вот идеальная работа для человека, который настолько самодостаточен, что не нуждается в обществе. Вообще дети с аутизмом достигают потрясающих результатов при правильном подходе. В 4 года, до поступления в сад, Дима не произносил ни слова, после года занятий заговорил.

Конференц-зал – один из важных элементов нового центра, уже понятно, что в Петербург будут съезжаться и семьи, и педагоги со всей России и стран СНГ учиться работе с особенными детьми. И в день открытия центра их родители уже все чаще говорили не о проблемах, а о мечтах, которые вполне могут сбыться.

Общение с ними – психологическая игра-головоломка, где двери во внутренний мир каждого игрока открываются своим ключом, который просто нужно подобрать.