Истории нескольких семей спустя три года после того, как земля оказалась в собственности, собрал Максим Облендер.

В прихожей квартиры семьи Сухорских среди тапочек и туфелек можно заблудиться. В семье семеро детей. Кто-то уже взрослый, кто ещё играет в конструктор. Когда получили долгожданный земельный участок, рассказывает Елена, сначала обрадовались. Когда увидели землю, мягко говоря, разочаровались.

Елена Сухорская, многодетная мать: «Не устраивает то, что я не сама его купила. Если бы я сама, выбрала другое место, которое ближе к дому. Хотелось бы иметь выбор. Нас заставили его выбирать вслепую. Сказали – ткните пальцем».

Слепой выбор на листе бумаги на деле оказался жребием. Сотки земли многодетным семьям достались самые разные.

Максим Облендер, корреспондент: «Всего в новом садоводстве триста участков. Кому-то повезло – земля досталась ровная, без деревьев, а эти 15 соток принадлежат семье, где пять детей. Непролазное болото и деревья до небес. Привести такой участок в порядок просто нереально, не то что разбить здесь огород или построить дом!».

На корчевание берёз и осушение земли нужны огромные деньги, которых у большинства владельцев нет. В итоге дача простаивает, а налоги и сборы в садоводстве за неё платишь. В этом году это сумма в 8000 рублей.

Ульяна Саблина, многодетная мать: «Многие смотрели зимой, болота не было видно, луж не было – они вынуждены были соглашаться на эти участки. Им обещали, что всё осушат, всё сделают, но ничего не сделали».

Электричество собирались провести ещё в прошлом году, обещанной воды, как в поговорке, ждут здесь уже три года. Из удобств — только дорога — и то до трассы она не доходит. И чтобы попасть с нее на участок надо преодолеть глубокий ров. Притом, что во многих семьях есть инвалиды- колясочники, для которых всё это – непреодолимые препятствия.

Ульяна Саблина, многодетная мать: «Это не как я приезжаю в Ропшу и смотрю объявление: "Продажа участков". Там поле, столбы. Человек идёт и всё уже размежовано. У нас такого не было. Мы получили природу. С которой нам придётся как первобытным сражаться».

Кто-то вступает в борьбу, кто-то забросил злополучный участок и налоги за него не платит. У садоводства уже появились первые долги. Продавать такую землю сложно, да и жалко. Кто-то своей дачи ждал десять лет. Приведение садоводства в порядок без помощи города, судя по всему, займёт не меньше времени.