Далеко не все петербургские пляжи пригодны для отдыха. Причина – не только мусор, который не всегда вовремя убирают, но и более глобальные последствия деятельности человека. Если в ближайшее время не предпринять срочных мер, то большинство пляжей исчезнет в течение пяти лет.

Дарья Рябчук, заведующий отделом региональной геоэкологии и морской геологии ВСЕГЕИ им. А.П.Карпинского: «Осуществили разработку генеральной схемы берегозащиты. Это первый шаг на пути реализации. Лучшая защита это искусственный пляж. Там, где берег размывается, нужно создавать искуссвтенный пляж».

Пляж трехсотлетия Петербурга именно такой. Правда, то ли при проектировании, или при выполнении самих работ были допущены серьезные ошибки. На спутниковых фотографиях видно, с какой скоростью приближается вода.

Дарья Рябчук, заведующий отделом региональной геоэкологии и морской геологии ВСЕГЕИ им. А.П.Карпинского: «Береговая зона – это единый организм, который живет по своим законам. Пляж, который мы видим – верхушка айсберга. Все основные процессы происходят под водой. Поэтому очень важно проводить морские геологические работы».

Термин «береговая зона» юридически никак не закреплен. Пакет документов, необходимых для стройки в 100 метрах от воды или в 500 метрах, один и тот же. Но с точки зрения ученых разница есть и большая.

Дарья Рябчук, заведующий отделом региональной геоэкологии и морской геологии ВСЕГЕИ им. А.П.Карпинского: «В условиях изменяющегося климата берега трансформируются обязательно. Без всякого человека – у вас будет подниматься уровень моря, усиливаться штормовая активность. Но, конечно, человек своими неумелыми действиями только способствует этим процессам. В курортном районе масса таких примеров».

Чтобы исправить ситуацию, которая сложилась на пляжах Финского залива, невозможно использовать зарубежный опыт. В соседней Финляндии берег состоит из твердых пород. А у нас в основном из песка и глины, которые легко размываются водой.

Дарья Рябчук, заведующий отделом региональной геоэкологии и морской геологии ВСЕГЕИ им. А.П.Карпинского: «Когда мы сейчас смотрим на финский залив, трудно представить, что здесь может быть шторм, перед нами штиль и низкий уровень. Но как раз декабрьский шторм, прошлогодний декабрьский шторм оставил след, который мы видим. Этот уступчик, который и смыл песчаный материал в море».

Сейчас вода ежегодно отвоевывает примерно по пять метров берега ежегодно. Если ближайшая осень будет дождливой, зима теплой, а весна ветренной, то этот процесс пойдет еще быстрее. И тогда пляж в парке 300-летия полностью исчезнет уже через 5 лет.