В непростых вопросах ценообразования на самые необходимые продукты разбиралась Елена Болдышева.

Юрий Зинчук, ведущий: «Петербуржцы начали активно экономить на еде. В феврале горожане сократили траты на продукты на 16%. И если в январе за один поход в магазин среднестатистический петербуржец тратил 680 рублей. Сейчас менее шестисот. В целом по Северо-Западному округу этот показатель, как говорят специалисты, просел еще сильнее – на 21%. До пятисот тридцати рублей. Для справки: в среднем по стране в феврале текущего года средний чек одного похода в магазин составил 490 рублей. Подобного резкого падения среднего чека не наблюдалось никогда за все годы измерений. И вот в этой ситуации особую актуальность обретает следующий вопрос – а почему иногда бывают такие ситуации, когда картофель за время пути от овощебазы до прилавка магазина дорожает в 4 раза? В 4 раза! Некоторые виды продуктов в 5 и 8 раз! Например, клубника. Как это происходит?

Кто и сколько зарабатывает на таких экономических парадоксах? Об этом в репортаже Елены Болдышевой».

Купчино. Оптовая база. Рай для бережливых. Без блеска витрин и лоска упаковки. Каждый день сотни машин из этих ангаров увозят продукты в маленькие магазинчики и кафе. Цены здесь в несколько раз ниже, чем в супермаркетах. Например, клубнику предлагают в 4,5 раза дешевле, чем в магазине. Павильоны с овощами, мясом и рыбой растянулись на километры. Картошка по десять, огурцы по шестьдесят.

А это супермаркет. Цены здесь совсем другие. Вот рыбный отдел. Очереди теперь редкость. Даже раки вылезают из аквариума, чтобы получше рассмотреть столпотворение покупателей. В борьбе за акционный товар люди вспоминают «дефицитную» молодость и отгоняют охотников пролезть ближе к прилавку.

Цена рыбы – одна из самых сложных загадок. Ее пытаются разгадать в Федеральной антимонопольной службе. В ведомстве еще в феврале заявили, что пойманная в море рыба не может стоить дороже коровы, которую нужно выращивать несколько лет.

Вадим Владимиров, руководитель управления ФАС по Санкт-Петербургу: «Этим занимался центральный аппарат ФАС. За последнее время, ряд серьезных сговоров, ряд картельных был открыт на рыбных рынках. У нас на Северо-Западе и на Дальнем Востоке».

Елена Болдышева, корреспондент: «Ни рыба, ни мясо, только курица. Ни гречка, ни рис, а пшено. Чтобы потратить меньше денег на еду, приходится проводить больше времени в магазинах. В целях экономии многие следят за акциями с таким же интересом, как за розыгрышами лотереи».

Весной овощи в магазинах стоят дороже. Вот, например, второй хлеб — картофель. Иногда он стоит столько, будто вырос в Мексике, а не в России. Восемьдесят девять рублей за килограмм. Странно, что цена на традиционный русский продукт в несколько раз выросла только в супермаркетах. На овощебазах картошка по сравнению с осенними ценами подорожала всего на три рубля. Аграрии считают, что высокие наценки возникают не на пустом месте.

Аркадий Шруб, начальник комлекса хранения овощей: «Накануне эмбарго, сети стали отворачиваться и мы это тоже ощутили. 36.28-37 между нами и сетями появились посредники. Они закупают продукцию у нас и транслируют ее на сети. Это довольно крупные операторы на рынке.

Зачем дарить прибыль посредникам? Понятно, что бизнес на картошке супердоход ритейлу не сделает. Но и логистика в сотни процентов от начальной цены — слишком дорогое удовольствие для обычных продуктов. Возможно, причины активности посредников прозаичнее. Чем сложнее и запутаннее схема поставки, тем легче уйти от налогов. Закон о конкуренции здесь не работает.

Вадим Владимиров, руководитель управления ФАС по Санкт-Петербургу: «Если это законное посредничество, то здесь антимонопольная служба бессильна, равно, как и бессильна прокуратура. Другое дело, если это сильно бьет по карману граждан, здесь правоохранительные органы могли бы обратить на это внимание. Это не функция конкурентного ведомства».

В отчетах за прошлый год, практически, все ритейлеры показали рост по выручке и количеству новых магазинов. Цены от общей тенденции роста тоже не отстают. Хотя, некоторые поставщики, наоборот, их снижают.

Так где же кроется истинная причина высокой стоимости овощей? Если на этой базе ее найти не удалось, то может она потерялась где-то по дороге в магазин?

Елена Болдышева, корреспондент: «Официальные данные показывают инфляцию за прошлый год около 13%. Но сложные индексы и подсчеты можно безжалостно прижать вот этим пакетом с едой. Стоимость его содержимого за год увеличилась почти в два раза».