О том, как устроена торговля дикими и краснокнижными животными, рассказывает Елена Болдышева.

Юрий Зинчук, ведущий: «К другим новостям. Комитет Госдумы по природным ресурсам и экологии на этой неделе активизировал работу по ужесточению наказания за издевательства над животными. Это вызвано участившимися фактами жестокого обращения с животными. Например, до сих пор весь рунет обсуждает жуткие кадры того скотства, когда молодые люди подрывают кота петардой. Но помимо откровенного живодерства, есть еще и черный бизнес, когда на страдании животных зарабатывают миллионы. Кто занимется этим? Зачем они это делают? И какие суммы вращаются в этом теневом бизнесе? Смотрите репортаж-расследование Елены Болдышевой».

Любой каприз за ваши деньги. Обезьяну, попугая, да хоть анаконду – с радостью продадут кому угодно. Формула спрос-предложение на торговых интернет-площадках работает безотказно. Характеристики живого товара как под копирку: ест мало, нрав покладистый, в уходе неприхотлив. Но о некоторых особенностях продавцы умалчивают.

Прошлое лето. Питерская многоэтажка на окраине. Молодой человек очень удивился, когда обнаружил в своей прихожей незваную гостью. Змея дремала в ботинке. А это снято несколько месяцев назад. Тоже в Петербурге. Огромный питон напал на девушку. Она скончалась. От аллергии на слюну рептилии.

Как змеям удается преодолевать несколько этажей незамеченными, как они проникают в чужие квартиры? У зоологов Ленинградского зоопарка есть целая коллекция историй о жизни рептилий в домашних условий.

Екатерина Алексеева, старший ветеринарный врач Ленинградского зоопарка: «Когда появляется такая возможность, малейшая щель, и даже если очень маленькая щелка, меньше, чем диаметр этой змеи, все равно они стремятся ее отжать и уйти. А дальше уже они могут идти по канализации, по любым трубам».

Сюда, в зоопарк, змей приносят чуть ли не каждую неделю. Но их у горе-хозяев берут редко. Зоологи опасаются болезней, которые местные рептилии могут подхватить от постояльцев без справок.

Полюстровский рынок. В народе он больше известен как Кондратьевский. Несколько лет назад зоозащитники падали в обморок от одного упоминания о нем. В 2012 здесь произошел серьезный пожар. Сгорел целый ангар. В огне погибли сотни животных. После этого правила ужесточили. Мы попробовали купить обезьянку.

Бывалые торговцы живым товаром в красках поведали все подробности быта макаки Нюры. Сознательность аборигенов Кондратьевского рынка обусловлена только внутренними запретами. Ведь продавать обезьян закон напрямую не запрещает.

Елена Болдышева, корреспондент: «Угодить в тюрьму можно только за торговлю особо ценными видами животных. Они перечислены в перечне к статьям 258 и 226 Уголовного кодекса. В этом списке есть тигры, беркуты и даже севрюга, но вот о крокодилах и обезьянках – ни слова».

Привлечь можно только тех, кто привозит несчастных животных в Россию. Контрабандой. Кстати, живыми на таможню попадают лишь около семидесяти процентов.

Это видео сняли зоозащитники. В квартире подпольные продавцы держали сотни экзотических зверюшек. В грязных вольерах. Обнаружили этот «адский ковчег» по объявлению в интернете. Заявление борцов за права животных слишком долго ходило по инстанциям. Зверей из квартиры вывезли. «Животный» бизнес часто серьезно законспирирован. Богатые покупатели теперь заказывают не только крокодильчиков. В нулевых олигархи любили держать в офисах аллигаторов. Созвучие ласкало слух. Затем пришла мода на ягуаров, пантер и прочих кошек. Любители экзотики с менее тугим кошельком сегодня предпочитают животных поменьше, например, карликовых обезьянок.

Динара Агеева, руководитель центра защиты прав животных «Вита»: «Вот эти живые грузы они в конечную точку прибывают мертвыми уже. Утопая в собственных фекалиях, в стрессовом состоянии, накачанные различными наркотиками, без еды и воды. Несколько суток на судне в полной темноте. Они не понимают, что с ними происходит».

Легальные продавцы эти истории дополняют неприятными подробностями.

Виктор Бойцов, директор зоомаркета: «Процентов 90 — это контрабанда. Их нет, да, нет в том количестве, которое предлагается на авито, просто нет. По крайней мере, в Санкт-Петербурге точно. Животное, привезенное из дикой природы, как правило, не проверяется на заболевания, передающиеся человеку».

Елена Болдышева, корреспондент: «Экзотических животных защищает конвенция "о международной торговле видами дикой флоры и фауны". Согласно ей, нельзя продавать экземпляры, занесенные в Красную книгу. Но действие документа не распространяется на зверюшек, которые родились в неволе».

Министерство природных ресурсов и экологии предложило блокировать сайты с объявлениями о продаже редких животных. Сейчас пытаются подготовить поправки в закон. Ведь пока непонятно, что делать, если продавцов поймали за руку.

Александр Кучаев, врио заместителя председателя Комитета по природопользованию: «Нет требований к содержанию. Если нет требований, то контролирующие органы не могут предъявить никаких претензий. Один из методов борьбы — контрольные закупки, но данные полномочия есть только у правоохранительных органов».

Хочется надеяться, что попытка Минприроды урегулировать стихийный рынок торговли экзотическими животными, будет успешнее депутатской борьбы с этой проблемой.

Елена Болдышева, корреспонент: «В Госдуме лежит законопроект закон об ответственном обращении с животными. Он разрешает держать в доме только животных-компаньонов. Например, кошек, собачек или рыбок. Остальных зверюшек можно завести только с разрешения соседей. Правда, рассматривают этот важный законодательный документ уже шестой год».

Управы на покупателей в России тоже нет. Далеко не все любители животных знают для чего они заводят кобру, варана или гибона. И тем более, не знают, как с ним обращаться. Похвастаться перед друзьями или партнерами можно более простым способом. В Ленинградском зоопарке предлагают взять опеку над редкими животными. Например, на вольере с игуаной ваше имя или название компании напишут за три тысячи, а вот реклама от пумы обойдется чуть больше тридцати тысяч рублей за месяц.