25 февраля ровно 140 лет назад Александр Второй издал указ об основании центрального училища технического рисования. Сегодня это – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица. Максим Облендер посмотрел, как вуз готовится к юбилею и обнаружил сразу пять выставок.

Портрет Веры Мухиной – огромную мозаику весом в 700 килограммов – с места на место переносят такелажники из Эрмитажа. Портрет скульптора, в честь которой долгое время именовалась академия, в народе «Муха», теперь займёт место на парадной лестнице, которая получит имя Веры Игнатьевной Мухиной.

Тем временем, на место мозаики уже устанавливают памятник авиаторам и стенды – в центральном зале готовят выставку лучших дипломных работ выпускников академии. Концепт-кары грузовиков, модели лодок с кафедры промышленного дизайна. Чертежи и проекты интерьеров, скульптуры. Лучшие из лучших. Как говорят преподаватели, в «Мухе» на дипломе в принципе схалтурить не получится. Здесь не спишешь и за день проект не соберёшь – всё надо делать своими руками и долгими часами. За годы существования академии здесь скопилось столько экспонатов, что хватит далеко не на одну выставку.

Максим Облендер, корреспондент: «Еще одна интересная выставка откроется здесь – в читальном зале библиотеке академии. Более 4 сотен книг так или иначе связанных с историей академии и её студентами. Диссертации сотрудников, редкие альбомы художников, датируемые концом 19 века и многое другое. Вот одна из самых старых книг. Она издана в Германии в 1896 году и в ней собраны фотографии интерьеры музейных залов академии. Почему издавали в Германии? Потому что наши тогда еще так фотографировать и печатать не умели. А вот одна из самых свежих книг. Лучшие дипломные работы выпускников за 140 лет. И тут немало интересного. К примеру, пиктограммы к Олимпиаде-80 придумали именно в академии Штиглица и пользуются ими до сих пор».

Сразу две выставки откроют в музее Академии. В одном зале зрителю представят чертежи её первого директора – Максимилианна Мессмахера. Проект здания самого училища и его залов. Рядом расположатся картины студентов.

Максим Облендер, корреспондент: «Самые лучшие работы студентов, написанные акварелью. Как говорят сотрудники, сейчас студенты так акварелью уже не пишут. Вот картина 1903 года. Тогда еще существовала 12-балльная система оценки. И неудивительно, что за это прекрасное полотно стоит максимальный бал – 12».

Александр Бартенев, директор музея академии Штиглица: «Естественно музей берет в свои фонды лучшие показательные работы студентов. И отделения керамики, и стекла, и текстиля. У нас 17 кафедр здесь выпускающих. Музей всегда был источником вдохновения для студентов, в прошлом воспитанников».

На месте фотографий двух предстоящих выставок пока только крепёжные нити. Экспонаты в печати, но уже скоро займут свои места в Папской галерее.

Никита Андреев, студент академии Штиглица: «Здесь в Папской галерее будут представлены современные фотографии интерьеров, созданных Максимилианом Мессмахером – первым директором академии. Это остальные его здания: там и его частные заказы и Великокняжеские дворцы и общественные здания, конюшни, архив госсовета».

Вместе с современными фотографиями разместят и старые, редкие кадры, сделанные за долгие годы работы академии. Но самые свежие фото появятся уже завтра – в день её 140-летия, когда поздравить знаменитую «Муху», а ныне художественно-промышленную академию имени барона фон Штиглица, придут гости: студенты, выпускники, преподаватели и все, кому не безразлично искусство.