Наталья Александрова отправилась на обувную фабрику, где работают инвалиды и узнала о проблемах, с которыми сталкиваются на предприятии.

На первый взгляд это обычная обувная фабрика. С одним дополнением. Для всех рабочих это производство – смысл жизни. Здесь трудятся люди с ограниченными возможностями. И хотя очень многие операции они выполняют не хуже абсолютно здоровых людей, на работу их предпочитают не брать.

Станислав Сорокин, директор фабрики "ТИБОЖ": «Есть указ президента, который регламентирует создание рабочих мест для людей особых — людей с ограниченными возможностями. Но этот указ не исполняет, потому что они не верят, что человек с ограниченными возможностями может что-то произвести. И получается в результате, что человека, несмотря на указ президента, работодатель на работу не берет. И люди, которые у нас работают, по несколько лет не могли устроиться».

На фабрике трудятся 10 человек. В день они выпускают до шестисот пар обуви: кеды, домашние и одноразовые тапочки. Есть и кожаная галантерея.

Когда-то Саша учился в техникуме на слесаря, но потом разбился на мотоцикле. Теперь у него третья группа инвалидности. Пять лет он искал работу. Никто не хотел брать. Фабрика дала ему шанс начать всё заново.

Александр Артамонов, кройщик обуви: «Сначала у меня получалось очень плохо. На меня ругались, потому что я не мог даже резать по линии, потому что у меня проблемы с координацией. Чтобы вот это все вырезать, уходил весь день. С 9 утра до 5 вечера. Я сидел и вырезал. Занят стал делом, не сижу дома. Замкнутое пространство немного с ума сводит. Первый — второй год нормально еще. Все будет, все будет. А когда уже пятый год смотришь на стенки и думаешь, то ли они двигаются, то ли еще что-то».

Рабочие руки есть, станки есть, и даже заказы тоже есть. Но вот денег на оборотные средства у фабрики нет. А без них материалов не купить, а значит, и обуви не сшить. Фабрика победила в конкурсе социальных предприятий и получила субсидию. Но ее хватило только на оборудование и аренду помещения. А в дальнейшей помощи руководству отказали, мол, это уже бизнес, а не благотворительность. И в банках кредит тоже не выдают – фабрика считается некоммерческой организацией.

Станислав Сорокин, директор фабрики "ТИБОЖ": «Мы готовы выпускать готовую продукцию, но оплатить материалы, из которой она состоит, мы не можем, привлечь средства для этих целей мы не можем, заказ толком получить мы тоже не можем. Из-за того, что не можем произвести и продать. Выйти в открытый рынок, произвести продукцию и выставить ее на реализацию в магазинах мы также не можем, потому что все материалы сегодня продаются только по предоплате».

Пока что фабрику поддерживают общественные организации – оплатили заказ на 100 пар обуви для домов престарелых. А совсем скоро начнет действовать акция «Пара за пару» – покупаешь себе одну, а вторая отправляется в фонд нуждающимся. Но социальные проекты не дают самоокупаемости. А ведь выйти на рынок для этого предприятия не просто важно, для сотрудников фабрики это в буквальном смысле жизненно необходимо.