Аэрофобия – боязнь полетов –  достаточно молодой термин, но в современной психотерапии уже появилось отдельное направление. Как её побороть, узнала Евгения Альтфельд.

Юрий Зинчук, ведущий: «Конечно же, после таких трагедий резко возрастает количество людей, которые боятся летать на самолётах. Многие и до этого психологически не переносили авиаперелеты, а сейчас эти эмоции и страхи будут обостряться до предела. Но летать многим всё равно надо. Жизнь, бизнес, отдых – всё очень часто связано с необходимостью летать. И что в этой ситуации делать? Как быть? Как победить эти страхи? Очень важный вопрос. Ведь жизнь продолжается. Посмотрите репортаж нашего специального корреспондента Евгении Альтфельд. Может быть, он хотя бы отчасти поможет некоторым справиться с этими страхами».

Аэрофобия – термин последних десятилетий. Но в современной психотерапии уже появилось отдельное направление. Один из методов лечения –  занятия на тренажере – точной копии кабины пилотов. Первый пациент сегодняшнего дня — Александра и ее сын Артем. Фуражка и позитивный настрой — к борьбе с аэрофобией готовы.

Александра: «Зная мою боязнь полетов, друг подарил сертификат на обучение, вдруг поможет.  Все время что-то случается боишься за себя и за ребенка».

Снаружи, смотря на экраны, удобно наблюдать за тем, что происходит в кабине. На мониторе видно, как страх сменяется азартом.

Стоимость обучения сравнима с ценой билета на настоящий рейс. Но все больше людей готовы платить любые деньги за избавление от фобии.

Пилот-инструктор: «Это вопрос из детской психологии, если хочешь, чтобы ребенок перестал бояться, заинтересуй его этим, как только человек начинает интересоваться, как летает самолет, как работает оборудование, экипаж, это перестает быть страшным».

Инструктаж проводит действующий пилот, тренажер моделирует любое время суток, погодные условия и маршрут. Решено лететь в Дубаи — в сумерки.

Реалистичность картинки, переговоры диспетчеров — полное погружение. Пережить смоделированную турбулентность — часть терапии.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Когда начинает так трясти, людям стоит уже начинать бояться?»

Пилот-инструктор: «Нет, ни в коем случае, самолет вместе с воздухом трясется, что с ним будет? Когда вы в машине по кочкам едете, ведь не страшно?»

Спецкурсы по лечению аэрофобии становятся всё более востребованными. За последнюю неделю число обратившихся к психологу заметно выросло.

Бывает, что пациенты группой отправляются в настоящий полет в сопровождении инструктора.

Андрей Каменюкин, врач-психотерапевт: «То, что люди испугались после такой резонансной катастрофы, это естественная реакция. Когда что-то происходит резонансное, здесь необходима терапия».

Пациенты по заданию врача ездят в аэропорт, чтобы привыкнуть к картинке, звукам, совершенно особой атмосфере. Учатся понимать природу страха и побеждать его силой мышц.

Боятся в основном женщины как более эмоциональные. Мужчины нервничают скорее от невозможности контролировать ситуацию. И все же тех, для кого полет не испытание, а путешествие,  подавляющее большинство.

Петербургский модельер Стас Лопаткин летает раз в месяц — это часть работы. Полное отсутствие страха полета,  возможно, дело многолетней привычки и веры статистике.

Стас Лопаткин, модельер: «Мне помогла статья, в которой было написано, что каждый день в воздухе 10 000 самолетов. Получается, самолёт — самый безопасный, бояться нечего».

Чтобы отвлечься от лишних мыслей, Стас развлекается тем, что подмечает разницу пилотирования экипажей разных стран: итальянцы взлетают быстро, у финнов более долгий разгон. А вот аплодируют при посадке только российские пассажиры. Все от того, что работу пилота именно россияне воспринимают как большое искусство, которое дарит крылья.

Евгения Альтфельд
«Пульс города»