Историю авиапроисшествий, связанных с Петербургом и Ленинградом, рассказывает Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «Вот давайте сейчас посмотрим хронологию всех авиакатастроф последних нескольких десятилетий, которые были связаны с нашим городом. С Ленинградом, а потом с Петербургом. Ведь проанализировав причины прошлых трагедий, мы будем обладать большим знанием, почему это происходит. И это даст нам возможность стать хотя бы чуть-чуть, но более защищенными, когда наши самолеты взлетают в небо. Дай Бог. Павел никифоров продолжит тему».

Павел Никифоров, корреспондент: «Я думаю это те самые деревья. Есть дорога, но она в таком состоянии, что по ней не ходили чуть ли не с самой авиакатастрофы. Разве что изредка заглядывают родственники погибших. А еще говорят, если походить по этому полю и внимательно изучить его, то можно найти обломки самолета.

Ну да, нашли, тот самый мемориал. Его ни на картах ни в энциклопедии не найти. Вот поэтому здесь все и заросло, потому что петербуржцы давно забыли о нем. Надгробные камни почему-то сломанные. Таблички. Вот, например: такая-то: трагически погибла 27 апреля 1974 года, город Ленинград».

Ил-18В вылетел из Пулково-1 27 апреля 1974. На борту было 109 человек. После взлета самолет провел 5 минут 55 секунд в воздухе и рухнул в этом поле у железнодорожных путей. Недалеко от станции Александровская. В 2,5 километрах от нового терминала Пулково.

Павел Никифоров, корреспондент: «Представляете, действительно обломки самолета. Аккуратно сложенные в углу, прямо перед мемориалом. Видимо все, что нашли в этом поле, принесли сюда. Есть какие-то детали со штамповкой. Номер какой-то. А этот фрагмент напоминает обшивку Ила».

Мы долго и упорно искали фото или видео свидетельства этой трагедии. Ничего. Кроме этого мемориала в чистом поле и статьи в Википедии — ничего нет. Близкие погибших в том же 74-ом посадили на месте крушения деревья. Этим деревьям теперь 40 лет. Зачем-то вымарать из памяти постарались и другую историю. 21 августа 1963 года. Рейс Таллин-Москва. У Ту-124 не сложилось шасси. Потом отказал один двигатель.

Павел Никифоров, корреспондент: «Когда отказал второй двигатель, самолет стал планировать с полукилометровой высоты прямо над центром города. Над тогда еще только строящемся мостом Александра Невского он пролетел в каких-то 4 метрах. 4 метра — это даже ниже вон тех столбов. 400 сантиметров ниже — и не было бы этого невероятного приводнения на Неву, буксировке к набережной и эвакуации пассажиров».

У всех, кто по случайности оказался рядом с фотокамерой — эти самые камеры отняли. Свидетельств осталось — всего-то несколько карточек не самого лучшего качества.

Невероятной можно назвать и катастрофу, произошедшую 28 июля 2002 года в Москве.

Павел Никифоров, корреспондент: «Рейс был чартерный, Петербург – Москва – Сочи. Самолет принадлежал авиакомпании Пулково. На борту только экипаж. Ни пассажиров, ни, соответственно, их багажа на борту не было. Это и сыграло с самолетом злую шутку. Как только "Ил" оторвался от взлетной полосы в хвостовой части самолета стабилизаторы заняли крайние положения, а из-за отсутствия груза двигатели самолета разогнались до критических оборотов, из-за чего машину буквально затрясло в воздухе и она через мгновенье упала в лес у Дмитровского шоссе».

У этого рейса 9560 было крайне много странных совпадений. Например, разбившийся самолет под бортовым номером 86060 за пять лет до катастрофы снялся в фильме «Шизофрения», где главную роль исполнил Абдулов. По сюжету, только вылетев из Пулково-2, самолет взрывается в воздухе.

В реальной катастрофе с Ил-86 в Шереметьево из всего экипажа спаслись только две бортпроводницы, находившиеся в хвосте. 14 человек погибло. Весь экипаж погиб и 23 мая 91 года в авиакатастрофе в Пулково. Всего же на борту рейса Сухуми-Ленинград находились 174 пассажира. Всему виной слишком жесткая посадка под очень сильным углом.

22 августа 2006 года под Донецком упал Ту-154. Погибли все 170 человек, летевших из Анапы в Санкт-Петербург. И только в этих пяти катастрофах Петербург потерял 308 своих горожан. Кого-то городская память не сохранила. О ком-то эту память хранит березовая роща в поле у Пулковского шоссе. Но все равно, их слишком много для самого безопасного в мире способа передвижения.