Число вакансий в последние годы в Санкт-Петербурге снизилось  вдвое. При этом количество соискателей вдвое выросло. Как в такой ситуации не растеряться, не впасть в социальную изоляцию, и найти себе работу, узнала Евгения Альтфельд.

Юрий Зинчук, ведущий: «Счастье для россиян — это зарплата в 175 тыс. руб. в месяц. Такой вывод можно сделать по итогам исследования, которое провели специалисты одной известной компании по набору персонала. По мнению респондентов, богатством считается месячный заработок в 450 тыс. руб. в месяц. При этом представления граждан о достойной зарплате разнятся в зависимости от пола, возраста, текущего заработка и места жительства. Например, в Москве богатство начинается с зарплаты размером в полмиллиона рублей в месяц. У нас, у сотрудников редакции "Пульса города" таких зарплат нет. Но зато мы знаем, как найти работу, которая может приблизить хотя бы на шаг к этой цели.

Евгения Альтфельд была отправлена в служебную командировку с целью получить такую должность. Три дня мы не видели её на работе. Но зато она вернулась с бесценным опытом, которым она сейчас с нами и поделится. Смотрим».

Мастер класс Ирины Хакамады. Все билеты — цена до 5-ти тысяч рублей — распроданы. Сотни женщин в ожидании откровения от известного в прошлом политика, ныне —столичного бизнес-тренера.

Вспоминая свой опыт работы в Государственной Думе, Ирина Хакамада советует дамам, как сделать карьеру, обогнав конкурентов – мужчин. Поэтому их сюда и не пускают.

Ирина Хакамада, бизнес-тренер: «У вас есть огромное преимущество по сравнению с мужчинами в карьере. Вы можете себя декорировать. Я каждую из вас могут превратить в стильную леди за неделю».

Вопрос стиля стоит действительно остро. Вот такие фотографии можно увидеть на сайтах по поиску работы. Страницы в соцсетях с сотнями личных снимков уже давно выполняют роль резюме. Их оценка — прямая обязанность менеджеров по персоналу.

По одежке встречают — напоминает Екатерина Чернышова. Уже много лет она учит людей проходить собеседования. Мою кофту ( к слову, она не розовая — это цвет фуксии) Екатерина разнесла в пух и прах.

Екатерина Чернышева, бизнес-тренер: «Я бы для себя сделала вывод — да, она креативна, но скорее всего не организована».

Деловой стиль одежды — распространенный совет. А вот известный петербургский дизайнер Янис Чамалиди считает, что для петербуржцев главное одеваться творчески и стильно. Ну а дресс-кода сейчас попросту нет. По крайней мере, если сравнивать с веком 19.

Янис Чамалиди, дизайнер: «Легендарный модельер Ямомото говорил: я всегда с удовольствием смотрю на фотографии прошлого. Вот безработный, а вот — булочник. По его одежде это видно, одежда была визитной карточкой. Дресс-код — это прекрасно».

Поиск работы нужно начать не с костюма, а с познания самого себя – мнение психолога агентства занятости населения — Ирины Меловой. Сотням людей отказывают в вакансии просто потому, что сама профессия им не подходит. Заняв места среди городских безработных, мы с нашим видеоинженером Денисом решили пройти тест, который предлагают всем, кто остался не у дел.

 Эффективность метода на лицо. Только после тренинга Роман Иванов понял нужно менять не работу, а профессию. Отсюда и неудачи прошлых лет.

Роман, безработный: «Вот начальник выходит и говорит, вы нам не подходите. Я еще и слова не успел сказать, просто показал свою неуверенность и тут же вышел за дверь. Психологический фактор».

Полгода без работы — критический срок, после которого начинаются изменения психики. Тенденция последних лет — становится все больше тех, кто сидит дома, не соглашаясь на менее престижную должность и зарплату ниже предыдущей.

Ирина Мелова, психолог: «В этой ситуации мы говорим: вы найдите себе хоть какую-нибудь работу, не впадайте в социальную изоляцию, никто вам не мешает работать и искать работу, которую вы хотите. Не сидите дома. У безработного меняется ощущение жизни».

Число вакансий за последние полгода в Петербурге снизилось вдвое, количество соискателей вдвое выросло — это данные одного из крупных рекрутинговых агентств. Здесь тоже учат, как пройти собеседование и получить работу мечты. Один из тех самых вопросов с подвохом — о недавно прочитанной книге.

Мария Швед, директор филиала агентства по подбору персонала: «Мы работали над позицией пиарщика в фирму одежды, кандидатку спросили о недавно прочитанной книге, она стала рассказывать, как любит классику. Ее не взяли. Лучше бы она модные журналы читала. Она переборщила. Она действительно читала модные журналы, но постеснялась об этом сказать».

В советское время, когда тунеядство преследовалось по закону, на предприятия направляли, распределяли или брали по блату. «В его трудовой книжке — всего одна запись» — классическая фраза описания передовика производства в советской журналистике. Теперь даже 10 лет стажа в одной компании — скорее минус. В глазах хед-хантера 21 века это не опыт, а застой.

Айгуль Кадырбаева, директор института дополнительного образования Высшей школы экономики: «Сейчас есть концепция — обучение не на всю жизнь, как раньше мы получали профессию, в мире изменилась концепция — образование через всю жизнь. Человек должен постоянно обучаться, чтобы быть в тренде. Мир очень быстро меняется».

На петербургском рынке действуют западные методы подбора персонала: например, стрессовые интервью, когда кандидата изощренно провоцируют и сбивают с толку. Поиск работы превращается в психологический триллер, который хорошо описан в пьесе «Метод Гренхольма»  – спектакль о нравах современных хед-хантеров собирал аншлаги во многих театрах мира, включая новую сцену петербургского БДТ.

Четыре кандидата на высокую должность проходят сложнейший психологический тест. Кто из них кто на самом деле – зритель узнает только в конце.