Максим Облендер изучил состояние Монументального кладбища Милана и Смоленского лютеранского кладбища.

На Смоленском лютеранском кладбище наша съемочная группа побывала полтора года назад. Тогда новостные ленты пестрели заголовками «Кладбищу присвоят статус музея-некрополя, его приведут в порядок». «Приказ подписан на высшем уровне». И вот как тогда выглядели памятники.

Максим Облендер, корреспондент: «Старые могилы Смоленского лютеранского кладбища привлекают непрошенных гостей. Здесь любят собираться бомжи и представители субкультур. На этом памятнике готические надписи. В яме – мусор и пивные бутылки. Оно и понятно: охраны на Смоленском никакой. Единственное средство защиты от вандалов – ворота, закрывающиеся на ночь».

Видимо на приведение территории в порядок требуется гораздо больше времени, нежели полтора года. Кресты на могилах тут и там скосило точно ураганом, а головы статуй похоже приглянулись какому-то палачу-вандалу. Зато надписи на фамильном захоронении, упомянутом в нашем сюжете, работники погоста закрасили. Работают.

Монументальное кладбище Милана моложе Смоленского примерно на 30 лет. Один из Старейших музеев-некрополей Италии лично меня поразил не столько красотой памятников, сколько своей чистотой и ухоженностью. Здесь проводят экскурсии, это одно из самых популярных для посещения туристами мест. Под «Тайной вечерей» здесь похоронена семья Кампари – владельцы известного бренда, миланский кондитер Мотта погребен в склепе, выполненном в виде кекса.

Максим Облендер, корреспондент: «На Смоленском лютеранском кладбище десятки известных ученых и политиков, врачей и путешественников. Жаль только могилы многих из них отыскать уже проблематично. Над будущим музеем-некрополем время, вопреки известной поговорке, еще как властно».