Автомобильный гигант закрывает завод в Петербурге. Вместе с ним с российского рынка уходят Opel и Chevrolet. В причинах и последствиях такого радикального шага автоконцерна разбиралась Елена Болдышева.

Юрий Зинчук, ведущий: «Мы продолжаем следить за ситуацией, связанной с уходом из России автоконцерна Дженерал Моторс. Она очень показательна. Потому что по ней отчасти можно будет судить, насколько экономика России готова к тем вызовам, которые сейчас брошены нашей стране. Пройдем ее, значит, есть потенциал, и не так страшен черт, как его малюют некоторые эксперты и любители мрачных прогнозов. Для Петербурга эта ситуация особенная, потому что около тысячи наших петербуржцев попадают под это сокращение. Насколько велика угроза всплеска безработицы в Петербурге из-за ситуации на заводах Дженерал Моторс? Так вот по официальным данным, которые предоставил комитет по труду и занятости населения: количество безработных на сегодняшний день в городе около 12 тысяч человек. А количество вакансий на бирже труда сегодня исчисляется цифрой в 57 тысяч рабочих мест. То есть вакансий в пять раз больше, чем безработных. Это холодные цифры, характеризующие нынешнее положение дел на рынке труда. И мне кажется, что такого уровня специалисты, которые работали на конвейере Дженерал Моторс, вряд ли будут не востребованы промышленным рынком города. Более того, другие заводы автомобильного кластера Петербурга – корейские и японские – уже заявили о том, что они готовы заполнить на рынке ту нишу, которая освобождается после ухода американцев. Елена Болдышева продолжит тему».

Протестный митинг рабочих «Дженерал Моторс» недовольных условиями увольнения. К памятнику Ильичу у Финляндского вокзала пришли чуть более двух десятков человек.

Максим Сапегов, рабочий завода «General Motors»: «Завод будет закрыт. Если ты сейчас не уволишься, то мы тебя уволим в любом случае».

Людям предложили выплатить компенсацию в размере семи окладов. Профсоюз настаивает на восемнадцати. Те, у кого есть ипотека — на официальном сокращении. Это поможет решить вопрос со страховкой по кредиту.

Глубину экономических проблем уже оценили дилеры автоконцерна. Для них известие об уходе GM из России стало громом среди ясного неба.

Дмитрий Лазовский, директор автосалона: «В прошлую среду, посетив сайт РБК, узнал, что Опель и Шевроле уходят из России. Для нас это было полной неожиданностью».

2008 год. Седьмое ноября. В символичный для города на Неве день открыли завод General Motors. Примерно тогда же заработали Ниссан, Хендай, Тойота. Еще раньше во Всеволожске начали выпускать Форд. В прошлом году с конвейеров петербургских заводов сошли 361 400 автомобилей.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга 2003-2011 гг.: «Петербургские Опели и Шевроле будут раскупаться, как "горячие пирожки". Поэтому мы с нетерпением будем ждать и расширения производства».

Так и случилось. Несколько лет Россия была в тройке лидеров рейтинга спроса на машины. Но после резкого падения курса национальной валюты нас отбросили на пятое место. Сегодня хорошо продаются только машины премиум-класса. Например, автомобилей Порше с начала года купили в два с половиной раза больше, чем прошлом январе и феврале. Но большинство недорогих марок, четырнадцать из которых собирают в Петербурге, показывают отрицательную динамику.

Дмитрий Лазовский, директор автосалона: «Когда ставка поднялась с 14% до 25%, покупательская способность населения, к сожалению, не растет такими темпами, как ставки. И стоимость обслуживания кредитов стала довольно высокая».

Среди лидеров падения — продукция General Motors . Спрос на Опель снизился на восемьдесят процентов, Шевроле — на семьдесят. Эксперты связывают это с низкой локализацией производства. Слишком много деталей привозят из-за границы.

Яков Марков, профессор Международного банковского института: «Наиболее локализовано производство у Хендай. И надо сказать, что они не собираются уходить. Напротив, они продвигают свои марки и вполне успешно продают машины, особенно, эконом класса».

Есть мнения, что решение General Motors закрыть завод в Петербурге политически ангажировано.

Яков Марков, профессор Международного банковского института: «Мы не можем себе представить, что там происходит на самом деле, но политические причины тоже возможны. Они связаны с отношениями Америки и России».

Дилеры Опель и Шевроле, говорят, что продолжат обслуживать эти автомобили, но уже ведут переговоры с производителями других марок.

А пока завод спешно сворачивает производство, пытаясь избежать сокращения. Как говорят работники, ознакомиться с условиями ухода не дают. Но деньги выплачивают. По их словам, в ноябре по соглашению сторон уволили около пятисот человек. На днях стало известно, что на очереди еще 915 рабочих.

Алексей Этманов, председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация»: «Часть людей готова бороться за сохранение рабочих мест. Кто-то лихорадочно подыскивает место».

В центрах занятости уверены, что специалисты автопроизводства без работы не останутся.

Юлия Горохова, директор центра занятости населения Санкт-Петербурга: «Это люди, которые очень мобильные, которые могут работать на любом конвейере. Я хочу сказать, что у нас есть производства, где выпускают не только автомобили, и такие люди действительно нужны».

Устроиться на автомобильный завод сейчас практически невозможно. Предприятия сокращают количество рабочих смен. Но пока, в отличие от американского гиганта, сворачивать производство не планируют. Для азиатских производителей кризис — время новых возможностей. Есть предположения, что Хендай собирается выходить на европейский рынок, где спрос на машины вырос на шесть процентов. На Ниссане уменьшили количество рабочих часов, но все же презентовали новую модель.

Елена Болдышева, корреспондент: «Перспектива прокатиться по кольцевой и вместо автозаводов увидеть пустыри петербуржцам не грозит. Так считают эксперты. Они говорят, что если одни предприятия будут закрываться, то другие наоборот начнут расширение. Ведь российский рынок остается привлекательным. По статистике, на тысячу человек приходится лишь 270 автомобилей. В Германии этот показатель выше в два раза. И аналитики прогнозируют, что спрос на машины останется. Измениться могут лишь названия машин, которые будут ездить по нашим дорогам».