Обзор действующих в Петербурге дружинных бригад подготовила Полина Злобина

На голове папаха, за поясом нагайка. Казачьи дружины каждый вечер выходят патрулировать улицы города. Правда наказать они могут только словом и в присутствии полиции.

Денис Виноградов, казак: «Пресекаем нарушения, если кто-то курит, алкогольные напитки распивают, бывает, что около метро ведется незаконная торговля».

А эти ребята форму не носят. Ни кителей, ни черкесок у них нет. Но это тоже отряд ДНД –  добровольная народная дружина. Бизнесмены, служащие, студенты каждые выходные приходят в спортзал – учиться приемам самообороны.

Дружина есть практически в каждом районе городе. Добровольцы патрулируют улицы – чаще всего сталкиваются с распитием алкоголя, но бывают дела серьезнее.

Константин Блохин, участник Невской добровольной народной дружины: «Бывает так – едешь, а тут драка. Пресекаем».

Еще одно добровольное движение –  «Брат за сестру». Каждый вечер молодые люди защищают от злоумышленников незнакомых девушек, которые поздно возвращаются домой. «Личных охранников» часто не хватает – каждый день десятки просьб о помощи.

Денис Шотиков, основатель движения «Брат за сестру»: «Обращаются в первую очередь не сторонние люди, а просто братско-сестринские отношения, основанные просто на дружбе и возрождении вот такого отношения между женщиной и мужчиной».

После основной работы – в дежурную часть. Навыки добровольцы оттачивают во время выездов. Пожарные признаются: сначала к непрофессионалам относились настороженно – до первой спасенной жизни.

Борис Лейтес, председатель объединения добровольных спасателей «Экстремум»: «Были случаи когда мы смогли не успеть, но добровольцы спасали».

Сегодня в Петербурге несколько десятков добровольных объединений, называющих себя дружинниками. Работа дает результат — ежегодно они задерживают почти 4 тысячи нарушителей.