В преддверии юбилея Жореса Алфёрова обозреватель «Пульс города» Алексей Михалёв сходил в гости к Нобелевскому лауреату и поговорил с ним о советском iPhone, российской науке, ужасе ядерной войны и будущем поколении ученых.

Юрий Зинчук, ведущий: «И еще одно событие, мимо которого мы никак не могли пройти, несмотря на то, что состоится оно только послезавтра. 15 марта отмечает 85-летний юбилей Жорес Иванович Алфёров – человек, который не нуждается в представлении. Ибо не так уж много было в истории России, Советского Союза лауреатов Нобелевской премии – всего 20 человек. Так вот, академик Алфёров – единственный ныне здравствующий и проживающих в России российский лауреат Нобелевской премии по физике. И, кроме того — председатель Президиума Санкт-Петербургского научного центра Российской Академии Наук, депутат Государственной Думы РФ, ректор Санкт-Петербургского Академического Университета — научно-образовательного центра нанотехнологий РАН. Его рабочий график, как 40 лет назад расписан по часам на многие месяцы вперед.Что не помешало ему найти время для интервью программе "Пульс города". В гостях у юбиляра побывал наш обозреватель Алексей Михалёв».

Алексей Михалев, корреспондент: «Юбилей – подведение итогов. Вы о чем-то сожалеете?».

Жорес Алферов, физик, лауреат Нобелевской премии: «Конечно, сожалею. Я не могу сказать, что делал крупные ошибки непосредственно в научных исследованиях               . Когда я занимался научно-организационной деятельностью, там были кадровые ошибки и не раз. И когда стал председателем Ленинградского научного центра. Эти кадровые ошибки стали для меня ясны, когда изменились условия в стране. Потому что если выбрали карьериста на руководящий пост, при этом он будет делать научную карьеру, ну и фиг с ним, с его карьеризмом. Потому что она карьеру будет делать, принося пользу науке, стране. А вот, когда все изменилось, и эти качества – они сразу по-другому проявляются. И здесь я до сих пор пожинаю плоды ошибок».

Алексей Михалев, корреспондент: «Объясните мне, пожалуйста, феномен медленного увядания российской, советской науки».

Жорес Алферов, физик, лауреат Нобелевской премии: «Это очень тяжелый вопрос. Созданные нами высокотехнологические отрасли были основой развития страны. Там был военный флюс — это другое дело, но одно из десятков военно-промышленных министерств мог стать транснациональной компанией. Поэтому я повторяю: вы можете по-разному относиться к советской власти, но развал Советского Союза есть удар под корень по всему абсолютно. Представьте: США разделили бы на 15 независимых государств: какая была бы для них катастрофа? Единственный мирный способ возрождения страны — возрождение высоких технологий. И, следовательно, востребованность научных разработок».

Алексей Михалев, корреспондент: «Когда вы говорите, что не будь этих событий, iPhone бы изобрели у нас. Это гипербола?»

Жорес Алферов, физик, лауреат Нобелевской премии: «Что основа в iPhone? В конечном счете? Это элементная база. Кремниевые чипы – да, они впереди. Могло быть и у них. Но мы повторяли их с небольшим отставанием. А дальше –  СВЧ-транзистор на гетероструктурах, их мы сделали раньше. Если не раньше, но мы могли делать iPhone одновременно. И могли производить не уступающий по своим параметрам. Для этого нужно было иметь не только ту базу, которую мы имели. Но и несколько менять свой подход. Я не люблю слово «административно-командная система», но вместе с тем, система головных институтов, мы не понимали я бы сказал, везде нужно пользоваться и тем, и другим. Приватизация и рыночная экономика — это тупик для человечества».

Алексей Михалев, корреспондент: «Общество потребления?»

Жорес Алферов, физик, лауреат Нобелевской премии: «Общество потребления! Оно основано на рыночных принципах. Это тупик для человечества. Но мы не можем от них отказываться. Значит нужно и то, и другое».

— Если так, прогресс – благо?

Жорес Алферов, физик, лауреат Нобелевской премии: «Научно-технический? Однозначно нельзя. НТП всегда имеет отрицательные стороны. Атомная и водородная бомба – это НТП. С точки зрения науки, это потрясающая вещь, ведь зажгли солнце на земле. А что она принесла людям? Я об этом в нобелевской речи говорил. Мои коллеги попросили меня. И я произносил. Где сказал, что наши открытия несут отрицательную роль тоже. То, что есть основа информационных технологий, используется для обдуривания народа».

Алексей Михалев, корреспондент: «Оглядываясь назад, вы можете сказать, что жизнь –  увлекательная штука?»

Жорес Алферов, физик, лауреат Нобелевской премии: «Жизнь – замечательная вещь, но вот последний год или два у меня почти все время настроение далеко не лучшее. Я просто очень беспокоюсь за будущее своей страны, моих детей и внуков. Мы так много потеряли за эти годы, а то, что сегодня происходит, это близко к катастрофе. То, что сегодня могут говорить люди о возможной ядерной войне, как вообще мысли такие можно допускать, что это может быть… Потому что любое употребление сейчас ядерного оружия – это конец.

Об оптимистическом я могу сказать так: Академический университет и ребята в нем. Я с молодежью общаюсь и понимаю, что мы как из разных миров. Общаясь с моими школьниками, я этого не чувствую. И я думаю, что в Академическом Университете, если мы всё правильно угадали, сложится новая школа мирового уровня. Меня уже не будет, но она будет здесь, сложится здесь и отсюда потом выйдут нобелевские лауреаты».