27 января в Санкт-Петербурге отметили День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Трагические и героические события тех лет традиционно вспоминают не только в Северной столице, но и во всей стране. Для нашей программы эта историческая тема становится одной из ключевых: мы рассказываем о тех днях, общаемся с очевидцами, теми, кто прошел испытания, и встретил Победу. Сегодня в выпуске история Авенира и Маи Калининых.

Альбом фотографий военных лет, письма с фронта, дневники, телеграмма от Сталина. Семье Авенира Калинина в пору открывать свой музей. В каждом экспонате бесценной домашней коллекции – история. Вот фото отца. Воевать ему не пришлось. Зато работал секретарем в госпитале. Там же собрал дневник, где раненые солдаты оставляли записи для потомков.

Брат погиб под Ленинградом при первой попытке прорыва блокады. Старшая сестра по сей день рядом с ним. Авениру и Мае, или Вене и Мае, как их называли родители, в те годы было 4 и 9 лет. Страшные дни блокады они пережили в эвакуированном детском доме. Там работала мать. О тех моментах Авенир Аркадьевич помнит совсем мало. Обрывки воспоминаний. Зеленая кастрюлька, в которой носили еду, тушеная морковь на завтрак и как однажды с отравлением, они попали в больницу.

Авенир Калинин, житель блокадного Ленинграда: «Откачали. Доктор обманул нас, голод был, сложно было, надо было откачать из желудка лишнее. Он зонд сунул. И сказал: "Глотай — шоколадка"».

Позже вернулись в город. Голодные дети. В одеялах на Финляндском вокзале.

Авенир Калинин, житель блокадного Ленинграда: «Дали поесть там и один мальчик, Махалкин, схватил целое яйцо, ему перекрыло горло и он умер. Пережил блокаду и умер».

Отец до самого возвращения домой постоянно писал письма. Читать Веня не умел, додумывал их содержание по многочисленным картинкам. А в 44-м им с сестрой отец подарил книгу. Вот она, 43-года издания. Когда город содрогался от грохота снарядов, в голоде и холоде у людей хватало мужества издавать книги. И какие! Сказки Андерсена.

Мая Гусева, житель блокадного Ленинграда: «Раза три за ночь тревога. Приходилось вставать. Ребята прятались под кроватью, не хотели идти. А Авенир всегда честно ходил. Идёт мимо репродуктора и говорит "Да слышу, слышу"».

За чашкой чая им всегда есть, что вспомнить. Рядом с Авениром Аркадьевичем сестра Мая и любимая супруга. У Надежды Михайловны тоже непростая судьба. Родители в войну умерли от голода. Тётя не побоялась взять её на воспитание, хотя у неё уже было 2 детей. С Авениром она познакомилась в турпоходе. Они и сейчас часто путешествуют. За плечами несколько совместных круизов. Там, кстати, у её супруга появилось новое увлечение. Снимать фильмы о других странах. А еще он любит резьбу по дереву и пишет стихи. В них красной темой проходит война и блокада. Несмотря на то, что о них он помнит совсем немного.

Блокада Ленинграда: от первого лица. Выпуск первый

Блокада Ленинграда: от первого лица. Выпуск второй

Блокада Ленинграда: от первого лица. Выпуск третий

Блокада Ленинграда: от первого лица. Выпуск четвертый