В причинах череды закрытий ночных клубов Петербурга разбирался Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «Пятница, вечер – самое время поговорить о клубном Петербурге. Чем он живет сейчас? Как клубится в условиях кризиса? Ведь хлеб хлебом, но и зрелища никто не отменял. И развлекаться все равно люди хотят. Тем более молодежь. А тем временем сейчас некоторые площадки уже закрылись или приостановили свою деятельность. Клубно-музыкальный ландшафт стремительно меняется. Что это значит? Следствие кризиса в экономике? Или одно из проявлений действия антитабачного закона? Или же кризис наступил в самом жанре музыкальной культуры клубного Петербурга? Павел Никифоров — заядлый меломан, который не пропускает ни одного более или менее значимого события в этой области, поговорил с бывшими и нынешними арт-директорами закрывшихся клубов и выяснил, что же на самом деле происходит и каково будущее музыкальной инфраструктуры нашего города».

Павел Никифоров, корреспондент: «Что тебе снится, крейсер «Аврора?» Это одна из тех многих петербургских концертных площадок, кто, начиная с нового года, приостановил свою работу. Афиши за январь и февраль покрылись копотью и пылью, мероприятий на март не запланировано, еще висит вывеска с названием, но клуб, по сути, уже не работает. Музыкальные журналисты бьют в набат. Это кризис жанра, говорят одни. Это кризис в экономике страны, говорят вторые. Это давно назревшее и необходимое переформатирование концертино-клубной жизни Петербурга, говорят третьи».

И правда, за последние пару месяцев закрылись, как говорят, и на время сразу несколько крупных концертных площадок города. «Аврора» на Пироговской набережной переносит все запланированные мероприятия на другие сцены. Клуб DaDа после переезда на Московский проспект было открыл сразу три новых площадки, но тут же их и закрыл. 

Александр Ионов, организатор концертов: «Это клуб DaDa, который переехал с Гороховой. Была попытка переоткрыться. Я здесь работал несколько месяцев арт-директором. Сейчас ведутся переговоры по еще одному открытию, но чтобы это сделать, нужно влезть в финансовую кабалу. Из-за этого клуб уже не будет свободным». 

Данила Холодков все в том же DaDa устраивал небольшие концерты андеграундных молодых питерских команд. Найти сейчас для них альтернативную площадку крайне сложно. Но дело даже не в том, что несколько клубов закрылись. Кризис настал давно: сначала антитабачный закон вывел часть публики, потом повышение акцизов на алкоголь, а теперь еще и запредельный курс евро затруднил привозить за прежние гонорары иностранные группы. Хотя при большом желании и эти проблемы можно обойти стороной. 

Данила Холодков, организатор концертов: «Могу рассказать историю про Limp Bizkit. У них был тур по России, а гонорары у них в валюте, понятное дело. Что делает группа? Они не отменяют тур, а урезают вдвое свои гонорары. При желании всегда можно договориться». 

Участи «Авроры» и DaDa, как многие сейчас говорят в среде промоутеров, могут последовать и другие два концертных гиганта: А2 и «Космонавт». Настя Гамаюнова до недавнего времени вместе со своей компанией занималась пиаром А2. Пока её не уволили оттуда, взяв взамен студентку. Говорит, обиды не осталось, а все, что происходит сейчас в Петербурге с концертными организациями, — история крайне необходимая. 

Анастасия Гамаюнова, PR-менеджер: «Клубов очень много, публики ходит мало, соответственно, многие площадки закроются. И это очень хорошо. Не будет такой бессмысленной клубной активности. В итоге останутся только сильнейшие». 

Не все просто и в рядах небольших клубов, которые не одно десятилетие определяют культурный ландшафт города. О своем закрытии было объявил старейший клуб города «Грибоедов», но, видимо, в последний момент деньги все же нашлись. Сменил прописку и легендарный «Цоколь». И все равно, меняя адрес и испытывая трудности с деньгами, эти «динозавры» петербургской сцены остаются на плаву, что бы не происходило. Вот реакция бессменного арт-директора Fish Fabrique Кирилла Рейна на то, что происходит в городе с концертными площадками. 

Кирилл Рейн, арт-директор: «Вот нет ощущения, что все плохо, гори все огнем, «Феликс — налей водки!» Да, все стало трудней, но нам не привыкать к этим трудностям. Особенно нам, людям с генетической блокадной закалкой». 

Но концертные площадки в Петербурге не только закрываются. Так, в иузее современного искусства «Эрарта» открылось новое музыкальное место силы города. Программный директор новой сцены Денис Рубин говорит, что финансово эту площадку поддерживать сейчас крайне сложно, но все эти трудности временные. Да и афиша уже подчистую забита на два месяца вперед. 

Денис Рубин, программный директор музея современного искусства: «Я думаю, что в ближайшие год-два все нормализуется. Народ обязательно со временем пойдет. К тому же, в этой ситуации русские артисты стали дешевле. И этим тоже надо пользоваться». 

Так что определенный кризис есть. И жанра, и в экономике, и в репертуаре. Но все это приведет только к оптимизации всей структуры. Все эти закрытия площадок и приостановки деятельности не более, чем чистка рядов. Это выгодно самому городу, как говорят эксперты.

А публика в клубы обязательно вернется. Просто сейчас людям важней справиться с ценами на продукты, а не с покупкой билетов на концерты.