Смерть «по неосторожности» – кто виноват?

 

Юрий Зинчук, ведущий: «Начинаем выпуск мы с трагической истории, связанной со смертью Раузы Галимовой, которая произошла после того, как ее доставили в отделение полиции по звонку сотрудников магазина «Магнит» в Кронштадте. Якобы она не заплатила за три пачки сливочного масла. Я хочу без всяких эмоций просто сопоставить четыре факта.

Итак, факт первый.

Давайте сначала заглянем за сухие строчки полицейского протокола, который гласит «был зафиксирован факт смерти 81-летней пожилой женщины».

А кто она? А это была Рауза Галимова, уроженка Ленинграда. В 1941-ом году, в момент начала блокады, ей было 7 лет. Пережив блокаду, она не смогла пережить стыд, который испытала, когда ее обвинили в воровстве и доставили в участок полиции. По вызову охранников и продавцов магазина.

Факт второй.

Руководство компании считает, что их сотрудники действовали в рамках должностной инструкции. Вот у меня в руках официально утвержденная Министерством труда инструкция, которая так и называется «Должностные обязанности продавца-кассира продовольственных товаров». Это стандартная инструкция, которую должны брать за основу все торговые предприятия РФ.

И здесь нет ни слова о том, что нужно вызывать наряды полиции для задержания 80-летних пенсионеров.

Факт третий.

Компания розничных торговых магазинов Магнит. Одна из крупнейших в России. Почти 10 тысяч магазинов по всей стране. Капитализация компании на прошлый год составляла 972 млрд. рублей. Для справки: это два годовых бюджета такого мегаполиса, как Санкт-Петербург.

Четвертый факт.

Согласно материалам возбужденного уголовного дела суммарная стоимость трех пачек сливочного масла, из-за которых и разыгралась эта трагедия, составляет 176 руб. 50 коп.

И, соединив эти четыре факта, можно для себя определить : данная трагедия – это что?  Это теперь норма жизни для современного российского общества? И тогда скоро напротив слова «милосердие» будут ставить «архаизм, устаревшее». Или смерть блокадницы Раузы Галимовой –это личная трагедия для каждого из нас. Алексей Михалев продолжит тему».

Кражи не было – было «причинение смерти», если казенным языком протокола. Таковы первые итоги следствия в Кронштадте. 81-летняя Рауза Галимова пыталась оплатить товар, который могла не заметить в своей корзине по рассеянности. На этих кадрах отчетливо видно, как потрясенная блокадница протягивает купюры, но их отказывается принять кассир. В последнее время у нее случались провалы в памяти – признают в местном блокадном комитете. Но всем необходимым пожилая женщина была обеспечена – и отдельной квартирой, и достойной пенсией. Мотива для кражи у Галимовой не было.

Эмма Лешина, председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Кронштадтского района: «Видимо, она очнулась, поняла, что в милиции для нее это позор, поскольку она никогда этим делом не занималась. Она была культурным человеком. Составили бы акт, чтобы она поставила свою подпись. И врача надо было вызвать».

 Трагедию квалифицировали по 109-й статье Уголовного кодекса «Причинение смерти по неосторожности». Уже не секрет, что версию о воровстве (а в магазине утверждают, что воровала Рауза Галимова неоднократно) в прокуратуре сочли бездоказательной. Обращает на себя внимание и жесткий стиль заявления Следственного комитета.

Сергей Капитонов, старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу по связям со СМИ: «Будет выясняться, была ли необходимость доставления престарелой женщины в отдел полиции, условия её пребывания до прибытия врачей, как с ней обращались полицейские. В ходе расследования уголовного дела будет дана оценка действиям всех лиц, которые в той или иной мере причастны к указанной трагедии».

За общим шоком и обсуждением деталей скрылось обстоятельство места. Город-остров, где всё и вся на виду. Оттого недоумение: как такое могло случиться здесь?

Алексей Михалев, корреспондент: «Ведь Кронштадт – это не только символ морской и воинской славы России. Закрытый для внешнего мира до 1996-го года, и, вплоть до 1983-го не имевший с этим миром сухопутного сообщения, Кронштадт всегда оставался сплоченным, склонным к взаимовыручке и состраданию. То есть не просто, где "все друг друга знают", что встречается нередко. А местом с обостренным чувством морали. Но головной офис магазина, в котором произошла трагедия, расположен далеко от Петербурга. И, возможно, люди, составлявшие должностные инструкции, недостаточно трепетно относятся к пенсионерам вообще и ленинградским блокадникам в частности».

Блогосфера проявила редкое для социальных сетей единодушие. Общее мнение выразил актер Иван Охлобыстин, наиболее емко оценивший тех, кто доставил пенсионерку в участок. Его поддержали сотни возмущенных, которые слов также не выбирали. Сергей Галицкий критику отверг, с ходу заявив, что персонал магазина действовал по инструкции. Но позже признал те действия чрезмерными. К журналистам владелец торговой сети обратился тривиальным матом. В итоге даже абсолютно нейтральные его тезисы о методах ведения бизнеса, размещенные на официальном сайте компании, зазвучали двусмысленно.

Уместно вспомнить о внутренней кухне торговли. Как правило, супермаркеты стремятся избежать конфликта. Наш собеседник, на условиях анонимности, сообщил, что любой магазин располагает отдельным фондом для погашения ущерба от мелких краж. Иными словами, вызов наряда полиции, задержание из-за пачки масла – мера неадекватная с точки зрения самих торговцев.
Эксперт, ревизор по торговым сетям: «Реакция сотрудников магазина характерна для крупных краж и поимки рецидивистов. Избегая комментариев, компания ставит себя в неловкое положение».

Оказалось, что, будучи частным, торговый бизнес в то же время остается социальным. И владельцам магазинов предстоит в ближайшее время пересмотреть свои отношения с покупателями.

Василий Пониделко, глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга: «Непосредственно будет проведена профилактическая работа со всеми торговыми сетями. На сегодняшний день, говоря о том, что экономическая ситуация не простая, в связи с этим возможно возникновение таких эксцессов, будем работать и делать выводы».

Трагедия в Кронштадте заставила вспомнить об аналогичном происшествии в Воронеже. 4 года назад 70-летняя пенсионерка Нина Мартынова скончалась на глазах охранников супермаркета, обнаруживших в кармане ее пальто сырок стоимостью 5 рублей. История хоть и получила огласку, но реакция на нее была сдержанной. Ведь речь была об абсолютно нетипичном, как в ту пору могло показаться, эпизоде.