На прошедшей неделе в реставрационном центре Государственного Эрмитажа состоялось торжественное открытие лаборатории  реставрации стекла, керамики и фарфора. Что представляет собой новая лаборатория, и какими возможностями она располагает – выяснил Максим Облендер.

В новой реставрационной лаборатории Эрмитажа кипит работа. Хотя «кипит» – слово не то. Каждый кусочек керамики, фарфора и стекла, прежде чем встанет на прежнее место, несколько раз будет примерен и лишь потом с ювелирной точностью приклеен. Элементы рассматривают в стереомикроскоп –  такой и вредные для изделия соли покажет, и первоначальный цвет поможет установить. А кусочков могут быть сотни. И на каждый нужно потратить время.

Наталия Павлухина, руководитель сектора реставрации керамики, фарфора и стекла: «Это может быть и два года, и больше. Зависит от предмета. Вот такие вещи, к примеру, трудоемкие. Он уже полгода в реставрации и еще полгода, не меньше, пролежит».

Анна Ивановна в профессии 55-й год. Работать приходилось в разных условиях. Сейчас и вытяжка современная, и стереомикроскопы. Раньше о таком можно было только мечтать. Но все равно, признаётся, никакая техника за мастера работу не выполнит. Всё делают руки реставратора и воссоздать первоначальный облик изделия по-прежнему не просто.

Анна Поздняк, художник-реставратор высшей категории: «Все сложно. Времени много надо. Но для меня важен результат. Что получится»

Максим Облендер, корреспондент: «Сотрудники лаборатории любят удивлять гостей фокусами. Черная ваза реставрации 19 века. Но стоит выключить свет и черная ваза сразу в нескольких местах начинает светиться белым. Это и есть отреставрированные в 19 веке места, черные же пятна — оригинальная нетронутая поверхность».

Сейчас реставраторы трудятся сразу над несколькими экспонатами. Обнажают первоначальную окраску ваз и амфор. Параллельно работают над восточными изразцами. Теми, что украшали дворцы султанов и мечети. В этом зале тоже несколько технических новинок — напольный микроскоп для особо крупных экспонатов, лазер для чистки изделий, даже джакузи есть. Художники смеются, ванна не для сотрудников, купают в ней фарфоровые и стеклянные изделия. А им расслабляться некогда. Работы много и для текущих выставок и впрок. Необходимо пополнять экспозиции Петербурга, России и других стран.