Фермерское хозяйство в условиях санкций

Способны ли фермеры Петербурга и Ленинградской области прокормить регион? Шансы оценил Артур Ходырев.

Артур Ходырев, корреспондент: «Ни Петербург, ни Ленинградская область житницей страны никогда не были. Но сейчас тема наличия именно собственно продовольствия актуальна, как никогда раньше. Понять, сможем ли мы себя прокормить, и как развивать фермерский бизнес,  попробуем в поселке Агалатово. Здесь занимаются овцеводством, что весьма необычно для нашего региона. Поэтому разговор должен получиться очень интересным».

И сразу сюрприз. На ферме нашего героя Гаро оказалось еще целое поголовье коров. Завели 2 года назад. О фермерским меркам весьма молодой бизнес, видимо, поэтому пока чуть менее известный.

Гаро Мнацаканян, глава фермерского хозяйства: «У нас всего 40 коров. Начинали с 25. Главное в этом деле соблюдать правила. Вовремя доить, чистить, врач чтобы постоянно с ними был. Так больше надой. Из молока потом делаем сыры, творог, сливки. Продукция отменная. Есть все сертификаты, чтоб на рынке торговать».

Артур Ходырев, корреспондент: «Считается, что запрет импорта продовольствия из Европы открывает фермерам небывалое окно возможностей. Отчасти это действительно так. Но есть некоторые трудности. В частности крупные совхозы перестали продавать фермерам дойных коров. Обходиться теперь нужно своими силами и внимательно следить родился мальчик или девочка. В последнем помете на ферме три бычка и одна телочка».

Бычков Гаро не разводит, говорит, не его профиль. Мол, дорого и молока на них не наберешься. Фирменный товар – баранина, за которой по слухам встают в очередь порой за месяц.

Поймать животных довольно трудно. Успокоить после – почти невозможно. Чтобы продолжить общаться, мы спрятались как партизаны. Молчали и старались не шуршать сеном."

Гаро Мнацаканян, глава фермерского хозяйства: «Я ждал, что вы спросите про эти санкции. Честно сказать, у нас никаких новых возможностей не появилось. Фермеров в Питере по пальцам можно пересчитать. Некоторые держат три коровы и не знают, куда товар деть. У нас коров почти 30 только дойных и люди раскупают всю нашу продукцию. Всю помощь, что можно, я от государства получил. Дотации на корм, аренду полей, по налогам и кредитам поблажки. Мне кажется, просто надо работать, условия в стране неплохие».

Впечатления от визита на ферму неоднозначные. С одной стороны, подобная работа отнимает много времени и сил. Здесь нужен опыт и дорого стоит ошибка. Но все-таки безумно привлекает огромное окно возможностей, которое, как выяснили, никогда и не закрывалось.