Каким образом ФСКН будет бороться с эпидемией курительных смесей, узнала Елена Болдышева

Юрий Зинчук, ведущий: «А теперь о страшном явлении, которым сейчас охвачены многие регионы России. Петербург не стал исключением.

Новый вид курительных смесей выброшен на черный рынок. По всей России счет погибших уже приближается к нескольким десяткам. Этот новый вид «спайсов» опасен тем, что делается он практически в домашних условиях. И качество соответствующее. Для того, чтобы усилить наркотический эффект, преступники добавляют в смесь диоксид азота и даже серу. И эти «спайсы» не просто одурманивают сознание, они оглушают его. Про данный вид наркотиков нельзя говорить, что он наносит непоправимый вред здоровью. Нет. Он реально убивает. Но особенно он опасен потому, что он дешевый. Делают на кухне. Из всякого — подручного химического материала. И стоит он копейки. И торговцы говорят – это не наркотик. Это не героин. Это курительная смесь. От сигарет же не умираешь сразу. Для подростков это ключевой фактор. И они, еще не имея жизненного опыта, не знают, что за этим пакетиком – смерть.

На этой неделе в Москве прошло экстренное заседание Федеральной службы по наркоконтролю.
Было заявлено, что группировка торговцев новым видом «спайсов» ликвидирована. Задержано двадцать человек. Производили смертельные «спайсы» в Юго-Восточной Азии. Везли через Белоруссию. Сейчас в России еще продают остатки ядовитой партии. Прокуратура и полиция по всей стране проводит массовые проверки возможных мест продажи. В Думе лежит законопроект. Если его примут, ФСКН сможет по своей инициативе временно запрещать торговлю подозрительными веществами. Но пока в Петербурге курительными смесями торгуют почти открыто. В законе есть много лазеек, которыми пользуются наркодилеры.

Мы сейчас покажем репортаж. Я очень хочу, чтобы его посмотрели особенно подростки. И если хотя бы один из них после нашего репортажа отбросит мысль купить пакетик с этой дурью, мы будем считать, что чуть-чуть, но свой долг мы выполнили. Елена Болдышева продолжит тему».

Двери в виртуальную реальность открывают «Спайсы». Возвращаются не все. Несколько подростков рассказали, что после употребления курительных смесей, оказывались по ту сторону монитора. В поисках выхода, шли к свету. Пока их сознание под воздействием синтетического наркотика боролось с компьютерными монстрами, друзья пытались удержать тело.

Но если рядом никого нет, то удовольствие может стать трагедией. Сегодня психиатры связывают рост суицидов подростков с употреблением курительных смесей.

Евгений Крупицкий, профессор, руководитель отдела наркологии НИПНИ им. В.М. Бехтерева: «Нарушение восприятия себя и внешнего мира, соответственно, человек, что называется "выходит в солнце". Происходит это где-нибудь на девятом этаже».

Синтетические наркотики лежат чуть ли не под ногами прохожих. Такие объявления на асфальте разбросаны по всему городу. Купить «спайсы» – дело получаса.

Магазин «Ромашка»: «Вы позвонили в магазин "Ромашка". Вам ответит первый освободившийся оператор.

Елена Болдышева, корреспондент: «Спайсы можно купить у вас?»

Магазин «Ромашка»: «На Чернышевскую подъезжай».

Елена Болдышева, корреспондент: «Когда?»

Магазин «Ромашка»: «Подъезжай сейчас»

Новые виды «спайсов» изобретают каждый месяц. Госнаркоконтроль не успевает вносить их в списки запрещенных. Колесо согласований вращается слишком медленно. Наркодилеры это знают и торгуют почти открыто, хотя и играют «в шпионов». До места нас вели по телефону. Маршрут давали от точки до точки.

Магазин «Ромашка»: «На Фуршатадтскую, 60. Там в Таврический сад заходишь. Потом звонишь мне».

В Таврическом нас отправили в самый дальний конец парка.

Магазин «Ромашка»: «Проходишь двести метров вперед. Потом налево до деревянного мостика. Там стой и жди».

В указанном месте ожидают сразу несколько продавцов. Вот они, на другом берегу пруда. Сделка занимает секунд двадцать. Деньги – товар. Никаких вопросов.

Елена Болдышева, корреспондент: «В пакетике "спайсы". Купить эту заразу также просто, как и пачку сигарет. Дилеров не интересует ни возраст клиента, ни последствия употребления курительных смесей. За "дорогу в никуда" берут недорого. Пятьсот рублей».

В ФСКН сообщили, что вещество, которое мы купили в Таврическом саду пока не внесли в список запрещенных. Видимо поэтому, продавцы и не боялись торговать по телефону.

Жертв пристрастия к «спайсам» начали считать после массовых отравлений. В сентябре от курительных смесей умерло двадцать пять человек. Семьсот — оказалось на больничных койках. Но в психиатрических клиниках статистику начали вести еще раньше.

Юрий Поляков, доцент кафедры психиатрии СЗГМУ им. И.И. Мечникова: «Вчера этого вообще не было. Это больные, страдающие люди. И психические, и наркологические лечебницы такими людьми достаточно плотно заполнены».

Создатель «спайсов» – Джон Хаффман. Двадцать лет назад он синтезировал химический реагент, который назвал в честь себя — JWH. Сегодня «спайсы» конкурируют с героином и метадоном. Слишком дешевы. Слишком доступны.

Леонид Армер, руководитель проекта «Молодежная Служба Безопасности»: «Получилось, что при стоимости пакетика на тот момент 500 рублей этого "спайса", то в их бухгалтерии, которую мы обнаружили, эта точка зарабатывала в сутки что-то около 100 тысяч рублей».

Это список торговых точек. Его составили участники проекта «МСБ». До лета этого года в Петербурге было двадцать восемь мест свободной продажи «спайсов». Общая годовая выручка превышала миллиард рублей. Благодаря работе ФСКН, полиции и активистов сегодня все «точки» закрыты. Многие магазины брали штурмом по нескольку раз. Торговцы упорно возвращались на насиженные места, ведь прибыль от бизнеса — заоблачная. И наркодилеры отказываться от нее не собираются.

Елена Болдышева, корреспондент: «Продавцы спайсов, впрочем, как и других "дизайнерских" наркотиков стремятся в интернет. Безопаснее, да прибыль, по сравнению с обычными торговыми точками, значительно выше. По данным экспертов Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании, годовой доход только одного интернет-магазина по продаже дизайнерских веществ составляет около пяти миллионов евро».

ФСКН считает, что они должны иметь право самостоятельно и быстро запрещать оборот новых психоактивных веществ. При этом нарушители запрета должны нести уголовную ответственность.

Вячеслав Рябцев, заместитель начальника Управления ФСКН по Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Это синтетический наркотик. Ужасный, страшный, самый опасный из всех самых опасных. Но у нас почему-то, если ему сказать, что это героин — "нет, не буду". А если ему сказать, что это курительная смесь "благовонная роза", ну он скажет — "это же не героин"».

По мнению борцов со злом, психиатров и наркологов, для победы над курительными смесями одних законов мало. Нужно, чтобы в обществе возникло презрение к наркотикам, чтобы они перестали быть модным атрибутом. Продавцы смерти будут предлагать товар до тех пор, пока есть спрос.