Кому идет сверхприбыль от незаконной рекламы? И почему город не получает от нее ни копейки в бюджет? Ответы на эти и другие вопросы – в репортаже Артёма Лепёхина.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «А теперь об одной очень важной городской проблеме. Поговорим о том, что портит нам жизнь. Искажает наш город, уродует виды и перспективы блистательного Петербурга. Но при этом те, кто это делают, умудряются не просто оставаться безнаказанными, но еще и зарабатывать миллионы рублей. Я имею в виду несанкционированные рекламные конструкции на фасадах домов. Черная реклама, которая зазывает нас пойти на концерты «бубликов», «коржиков», «михайловых». Кассу организаторы делают. Свои деньги они получают. А что же остается петербуржцам? Изуродованные и продырявленные фасады домов нашего исторического центра. Вот такой круговорот черной рекламы и денег в природе Петербурга. Можно ли остановить этот незаконный бизнес? Кто и сколько на нем зарабатывает? Об этом в репортаже Артема Лепёхина».

Хотите разместить рекламную конструкцию на фасаде здания — получите разрешение в городском Комитете по печати. Но никогда и ни при каких обстоятельствах вам не позволят устанавливать афишные стенды на домах в центральных и исторически значимых территориях Санкт-Петербурга. Что же мы видим — большинство таких деревянных или металлических конструкций расположены как раз в центре. Кому-то наплевать не только на свою совесть, но и на законы Правительства Санкт-Петербурга.

Задача этих людей — найти и демонтировать как можно больше незаконных рекламных конструкций на фасадах. Но хорошо, если стенд никому не принадлежит, без опознавательных меток, так называемая чёрная афиша. Увидел — снял. Метка хозяина конструкции, как правило, это наклейка на ней, сигнализирует о длительной процедуре. Предписа владельцу на устранение — а дальше ожидание.

Юрий Волков, директор КГУ «Городская реклама и информация»: «После выявления рекламных конструкций и до демонтажа, который должны провести самостоятельно, проходит порядка двух месяцев. Если он не демонтирует, то выезжает на демонтаж уже бригада. Срок соответственно уже будет три месяца».

За это время одна конструкция с афишной начинкой обогатит её хозяина в среднем на 50 тысяч рублей. Отработанную и демонтированную, её отправят на склад.

Русский художник Василий Верещагин в своё время написал картину «Апофеоз войны». На ней он изобразил пустынную территорию с огромной горой черепов. Представители городской рекламы и информации уже давно ведут свою войну с незаконным размещением рекламных щитов. Только за этот год силами учреждения демонтировано около 4000 конструкций. Всё, что сносят — привозят на один склад. Как мы видим, у этой битвы тоже есть свой апофеоз.

Срок хранения на складе — 5 лет. За символическую сумму в 200 рублей на протяжении этого времени хозяин вправе выкупить стенд — закон не запрещает. После такого не удивительно, что на месте демонтированных таблоидов, как грибы, вырастают новые. В этом году таких случаев выявили около трёхсот. Данные о нарушениях отправляют в полицию.

Юрий Волков, директор КГУ «Городская реклама и информация»: «В режиме онлайн, конечно, мы не можем отслеживать работу полиции. За последний год заведено около 20 административных дел. Это при наличии около 2000 выявленных нарушений».

Концерты и спектакли. Как правило, об этом гласят афиши на нелегальных фасадных конструкциях. Причём, площадка-организатор, как пояснила нам директор концертного зала «Октябрьский», не имеют к этому никакого отношения. Промоутеру –  тому, кто привозит условного Михаила Бублика, – платят за рекламу. Но где они её разместят — особо не интересуются. В том же "Октябрьском" не приветствуют войну против нелегалов на фасадах.

Эмма Лавринович, директор БКЗ «Октябрьский»: «Я не понимаю, как мы каждый день будем проводить концерты, если уберём огромное количество театральных щитов. Значит поднимутся цены на билеты, не будет ходить зритель, не будут полные залы, артисты не будут приезжать. Многие из этих щитов не мешают, они эстетически выдержаны и не противоречат духу нашего города».

Здание бывшей книжной лавки, куда приходили и Пушкин с Крыловым, выдержанное войной и временем, ныне, словно прострелено современниками. Здесь по несколько раз снимали и вешали рекламные конструкции. Главный художник Санкт-Петербурга Александр Петров признаётся — косметический ремонт тут не поможет.

Александр Петров, главный художник Санкт-Петербурга, заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга: «О цене сказать не могу, но никто не будет ремонтировать отдельно, надо ремонтировать целиком фасад и это только малая часть того, что есть — на Московском проспекте, здесь на Невском, на Литейном — сверлят, не задумываясь».

Среди тех, кто неоднократно замечен в нарушениях, организация «Баттерфляй». Их продукцию – рекламные конструкции, можно различить по зелёному цвету и характерной наклейке. Места обитания, подстать своему названию – по всему городу. И нередко на фасадах зданий.

Игорь Уколов, управляющий ООО «Баттерфляй»: «Данные конструкции размещены по АПЗ, выданных КГА ещё в 2006 году. Они были не востребованы в своё время, и вот после 2 лет компания «Баттерфляй» подняла данные документы и начала активно развешивать. Данные АПЗ действительны до 2015 года.

Действительно, несколько лет назад разрешение на размещение рекламных конструкций выдавали в Комитете по градостроительству и назывались они планировочными заданиями. Впрочем, в Смольном опровергли информацию, что «Баттерфляю» выдавались подобные документы.

Сергей Серезлеев, исполняющий обязанности Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации администрации Санкт-Петербурга: «Мы официально запрашивали информацию в КГА. Они нам сообщили, что таких документов они не выдавали. Размещение информации в месяц стоит порядка 16 тысяч рублей, умножьте 16 на то количество, которое мы демонтировали — получается сумма в 30 миллионов рублей. При этом ни собственник здания, ни бюджет города не получает ни копейки.

Если рекламные конструкции часто появляются на фасадах зданий — значит это кому-то нужно. И этот кто-то действовать по правилам если и может, то не хочет. Если не остановить этот произвол, не исключено, что в следующий раз какой-нибудь афишный стенд сомнительно украсит Петропавловскую крепость или Казанский собор.

Те, кто вешает рекламные конструкции на фасады зданий, работать по правилам не собираются. Произвол необходимо остановить. Если этого не сделать, то следующий раз какой-нибудь афишный стенд сомнительно украсит Петропавловскую крепость или Казанский собор.