В четверг на встрече с временно исполняющим обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко идею создания новой площадки для музея поддержал президент Владимир Путин.

Юрий Зинчук, ведущий: «Мы говорим о событии, которого так долго ждал наш город. Ждал несколько десятилетий. Ждал, потому что долгое время отношение властей к данной теме во многом можно было назвать позорным и недостойным. начиная с 1949 года, когда под жерновами репрессий в рамках «Ленинградского дела» эту тему пытались затереть, замазать, вычеркнуть из истории.

Потому что мы отмечаем два дня рождения города. Первое — в мае 1703 года. А второе — в январе 1943 года. Когда советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Потому что судьба почти каждого второго в нашем городе, так или иначе, связана с историей блокады. Потому что до сих пор на Соляной переулок дом 9 идут сотни петербуржцев, чтобы отдать на хранение в музей фотографию, письмо, дневник, детскую игрушку или что-то еще связанное с трагедией блокадного Ленинграда. И у города не было возможности, как должно было быть, так явственно и трагически торжественно показать всему миру, что испытал наш город за эти 900 дней. 900 дней, которые стали самой страшной гуманитарной катастрофой за всю историю человечества во время ведения боевых действий. А вот теперь появилась надежда, что справедливость будет восстановлена».

Исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко на этой неделе встретился с президентом России Владимиром Путиным. И на этой встрече он предложил идею создания в нашем городе нового, современного музея Блокады. Понятно, что просто так идеи таких серьезных проектов не рождаются. Скорее всего, этому предшествовала большая предварительная работа. Но главное другое. Владимир Путин, отец которого, кстати, воевал на Невском пятачке, обороняя Ленинград, полностью поддержал Полтавченко. Вот хороший пример того, как два петербуржца могут помочь городу. Ну а от имени всех остальных жителей Петербурга только и остается сказать: «Наконец-то!».

Георгий Полтавченко, вр. и. о. губернатора Санкт-Петербурга: «Я хотел бы, Владимир Владимирович, обратиться к вам с просьбой о поддержке. Мы хотим в 2015 году начать проектирование и строительство нового современного музея блокады Ленинграда. К сожалению, тот музей, который сегодня есть, у него недостаточно площади, чтобы развернуть экспозиции. Я считаю, что эта трагическая история в жизни нашего города и страны, уникальная история с точки зрения героизма горожан, она заслуживает того, чтобы был полноценный, современный, интерактивный музей. Я хочу обратиться к вам с просьбой поддержать эту идею, возможно, дать соответствующее постановление в правительство».

Владимир Путин, президент России: «Хорошо. Хорошая идея».

В самом музее обороны Ленинграда эту новость восприняли очень осторожно. Хотя сразу же сказали, что работа над этим проектом велась тихо и почти незаметно на протяжении последнего года. 

Предлагались со стороны города несколько вариантов расположения музея. И этот вопрос еще обсуждается. Вернуть на прежние территории музей, как это было до его разорения в начале 50-х, очень сложно. Сейчас эти площади в Соляном городке уже имеют частных собственников. Но самое главное — работа началась. Потому что действительно стыдно, когда в нашем городе Музей, посвященный блокаде, занимает площадь, сравнимую с каким-нибудь торговым центром районного масштаба. Для сравнения: территория музея Яд Вашем в Израиле, посвященного жертвам Холокоста, составляет почти пять тысяч квадратных метров. И нашему музею блокады новые помещения нужны как воздух. 

Владимир Комаристый, замдиректора государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда: «Нам тесно. Нам негде хранить предметы, которые каждый день почти несут блокадники. Они не знают, куда это деть. Свои предметы, с которыми они прошли блокаду, они отдают на государственное хранение, в музей. А это требует помещений. Это первое. Второе: само экспозиционное помещение маловато. Материалы есть, а помещения нет».

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь давайте всё-таки напомним, что это такое для нашего города — музей обороны Ленинграда. Потому что блокада — это генетический код нашего города. Это то, с помощью чего мы определяем такое понятие, как Ленинград-Петербург. Эта темы была актуальна всегда. Но особенно сейчас, когда современные публицисты даже позволяют проводить опросы: «А зачем вообще была нужна блокада Ленинграда?», «Ради чего были эти жертвы?», «Сдали бы город и жили бы спокойно». Такие идиотские вопросы иногда задают на телевидении, поэтому так важно то, что сейчас произошло.

В январе прошлого года мы снимали репортаж про этот музей. Снимали в честь 70-летия прорыва блокады. Причем делали репортаж как неофициальную экскурсию по запасникам музея. По тем экспонатам, которые не выставляются в залах. И вот, чтобы до конца понять, насколько это радостное событие — новые стены у музея блокады, — я предлагаю посмотреть фрагменты».