Промышленные гиганты готовятся к массовым сокращениям персонала, мелкие фермеры терпят серьезные убытки. Об этом в интервью ведущему программы «Пульс города» рассказал финский политолог, доцент Хельсинского университета Йохан Бекман.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Нас, петербуржцев, во всей этой истории с санкциями больше всего интересует позиция Финляндии. Нашей любимой Финляндии, которую петербуржцы расценивают почти как один из ближайших районов соседней Ленинградской области. И на отдых, и на лыжи, и за покупками, и просто как мы, петербуржцы, говорим «прокатать Шенген». 

Вот только петербуржец и финский пограничник могут понять друг друга в таком диалоге. «Цель вашего визита в Финляндию? — В шайбу. — Ааа. в шайбу. И шлёп штамп. Проходите». 

Имеется в виду круглый финский магазин в виде шайбы, расположенный сразу же за переходом КПП «Брусничное». Так вот. Что с финнами то теперь будет. С кем они, за кого? И очень радостная новость пришла в пятницу. 

Два президента. Президент России Владимир Путин и президент Финляндии Нийнисте встретились в Сочи. По словам неназванного источника Reuters в Кремле, основной повесткой встречи было именно двустороннее сотрудничество, в первую очередь вопросы торговли. Собеседник агентства также рассказал, что Нийнисте нельзя называть посредником между Россией и Западом по поводу Украины. Просто Хельсинки хотели провести эту встречу сразу же после того, как Москва ввела так называемое продовольственное эмбарго на товары из Евросоюза. 

А что происходит в самой Финляндии. Вот меня всегда интересовало, что думает простой финский фермер по поводу всех этих санкций и обвала рынка продовольствия? Ему семью кормить надо, кредиты отдавать, а не чьи-то санкции поддерживать. И что говорят по этому поводу эксперты. Давайте прямо сейчас свяжемся с Финляндией и поговорим на эту тему». 

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Итак, у нас на связи из Хельсинки уважаемый эксперт господин Йохан Бекман, историк, политолог, доцент Хельсинского университета. Господин Йохан, сразу же вопрос: Финляндия, вы с кем? С нами или не с нами? Как бы вы ответили на этот вопрос?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «Я думаю, что этот вопрос очень актуальный, потому что фактически все финны думают об этом с утра до вечера, круглосуточно даже. Я думаю, что мы с вами. Финские политические деятели выступают против антироссийских санкций. Сейчас, когда Россия ответила на санкции, Финляндия в шоке».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Как это? Йохан, расскажите, пожалуйста, потому что та информация, которую мы получаем из новостей, немного недостаточная для того, чтобы сложилось впечатление».

Йохан Бекман, историк, политолог: «Мы в шоке. У нас фактически военное положение. Наши СМИ говорят о России, об Украине, о санкциях круглосуточно. Фактически все новости о России. У нас наше главное предприятие (в пищевой промышленности) – Valio – оно может обанкротиться, уволят тысячи людей».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Как, физически увольняют тысячи людей?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «После того, как Россия ввела санкции против европейских продуктов, фирма Valio сообщила о том, что они начинают переговоры со всеми сотрудниками по поводу кризисных мер. И сейчас они уже сообщили о том, что они намерены уволить людей. Говорят уже о том, что после войны это самая страшная катастрофа для нашей страны».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Ничего себе! Очень интересное наблюдение. Йохан, но скажите, пожалуйста, почему Финляндия всё-таки встала в этот строй противников России, который аккуратно организовывали США и ЕС? Почему нельзя было остановиться за шаг до этого?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «Вы знаете, что Финляндия, во-первых, входит в состав Европейского союза с 1995 года, фактически 20 лет. Мы фактически и юридически можем отказаться от антироссийских санкций, мы имеем на это право, и многие политические деятели уже этого хотят. Но ведущие политические деятели – премьер-министр Александр Стубб, президент Финляндии Саули Нийнистё – считают, что антироссийские санкции необходимы для нас. Но обычные фермеры Финляндии сейчас банкротятся, потому что Россия больше не покупает финское молоко. Для них война на Украине ничего не значит. Фермеры даже не знают, что такое Украина, где она находится».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «А получают такие вот результаты. Йохан, я процитирую агентство ИТАР-ТАСС, заявление, которое сделал финский премьер. Дословно: «Моё послание (Евросоюзу и Ангеле Меркель) состоит из двух пунктов. Во-первых, мы не будем вводить никаких ответных санкций. Во-вторых, нашему аграрному сектору нужна определенная помощь». Прокомментируйте, пожалуйста, что стоит за этим заявлением уважаемого финского премьера?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «Я думаю, что это полное враньё. Уже сейчас банкротятся финские предприятия. Через три дня после российских санкций против ЕС. То, что ЕС может компенсировать этот ущерб, я думаю вряд ли. Молоко – это молоко. Финские фуры остановили уже на следующий день. Во всех финских магазинах можно купить сыр и масло с русскими этикетками. Те продукты, которые шли к вашему потребителю, продаются у нас. Это незаконно, потому что все тексты должны быть на финском языке. Поэтому мы сейчас в очень сложной ситуации. Это катастрофа для финского сельского хозяйства».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Скажите, эта ситуация как-то отражается на отношениях между финнами и русскими? На человеческом уровне это какое-то отражение находит?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «Вы знаете, самое интересное отражение – это информация о том, что финский президент намерен встретиться с Путиным».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Что это значит? Йохан, вы, как политолог, как историк переведите с официального дипломатического на простой человеческий, что это значит: встреча двух президентов — Финляндии и России?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «Это означает очень серьезное сближение в наших отношениях».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Насколько я знаю, ЕС вводил запрет на встречу на высшем уровне? Есть такой запрет негласный или гласный?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «Да, есть. В рамках санкций существует и действует запрет на встречи на высшем уровне. Встреча с российским президентом – это прямое нарушение санкций ЕС».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Почему он идёт на это?»

Йохан Бекман, историк, политолог: «Я думаю, что для нашего президента благосостояние собственного народа выше и важнее, чем какие-то санкции ЕС».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Боится ли Финляндия, что русские туристы не поедут так активно и так масштабно после всех этих санкций?» 

Йохан Бекман, историк, политолог: «Я думаю, что здесь проблемы появились относительно давно. Где-то в начале года говорили, что туристов стало меньше. Я думаю, что уменьшение количества туристов из России – это серьёзная проблема для Финляндии».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Со своей стороны, господин Йохан, я вам официально заявляю: я никогда не изменю своего дружеского и тёплого отношения к Финляндии, несмотря ни на какие санкции и запреты со стороны ЕС и США. Спасибо огромное! Напомню, что у нас на связи был Йохан Бекман, историк, политолог, доцент Хельсинкского университета. Мы обсуждали отношения между Россией и Финляндией в контексте санкций».