Август — самое время, чтобы поговорить об особенностях феномена под названием «Петербургское лето». Особенности этого явления пристально изучил Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «Мы составили рейтинг европейских городов по количеству солнечных дней в году. Итак. Поехали. Первое место безоговорочно занимает Рим, 345 дней. Мне кажется, скучно жить в городе, где такое количество солнечных дней. Марсель, Франция, 310 дней — чуть более весело. Хоть иногда, но дождик придает разнообразия унылой солнечной погоде. Третье место — Барселона, всего лишь 230 дней. Одно слово — Испания.

И, наконец, Петербург. 72 солнечных дня в году. Вы скажите: «Мало». Я отвечу: «Огромное количество». Учитывая то, что Петербург является самым северным городом-миллионником. Он даже в книгу рекордов Гинесса в связи с этой особенностью занесен. И, внимание, мы обошли в этом рейтинге Лондон. Да. Мы обошли легко, изящно и красиво. На целых 9 дней. потому что в Лондоне среднее количество полноценных солнечных дней достигает цифры 61. Вот так вот. Так что по сравнению с Лондоном, мы — Ялта, Сочи. Поэтому радуемся каждому солнечному дню и восторгаемся по поводу того, что только мы знаем что это такое — особенности петербургского лета».

Павел Никифоров, корреспондент: «Петербургская жара буквально сводит с ума, но лето в городе такое короткое, что это не повод «не выходить из комнаты» и не совершать ошибку. Помните: «В чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился…» Это самая первая строчка «Преступления и наказания». Раскольников тогда отправился сами знаете куда и зачем. Герои петербургского лета Достоевского — все сплошь несчастные и сошедшие с ума люди. Но за полтора столетия петербуржцы сильно изменились».

Теперь не до навязчивых мыслей о старухах-процентщицах. Стало больше и необычных мест, где можно спрятаться в тени от петербургского лета. И странных способов охладиться.

Девушки-энтузиастки придумали собственное домашнее мороженое. Понятное дело, мороженое едят везде, во всем мире, но в летнем Петербурге оно действительно свое, особенное.

Полина Путилина: «Мы очень любим экспериментировать, и почти каждые выходные у нас что-то новенькое. Скучно делать одно и тоже. Из самых же интересных [вкусов] — греча с жареными лисичками, шоколадное с перцем чили, с оливками и шафраном».

«Не правда ли, странное явление? Художник петербургский! Художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно», — так в «Невском проспекте» их описывал Гоголь. Летом 2014-го и петербургский художник из себя представляет уже совершенно другое явление.

Павел Никифоров, корреспондент: «Летом петербургские художники стараются выйти из своих душных мастерских. Для этого в двух минутах от Витебского вокзала они сплели настоящее «Гнездо». Тут к чему не прикоснись, все либо становится артефактом, либо уже им было. Причем в какое бы время сюда не прийти — обязательно натолкнешься на работающих художников. Вот, например, художник Миша Мало, который делает проект из селфи. А Роман Дроздов шьет одежду».

Роман Дроздов, дизайнер одежды: «Это абсолютно открытая площадка. Люди мало того, что могут прийти созидать и вдохновляться, но и могут присоединиться к художественной деятельности. Это будет абсолютно бесплатно. Здесь у нас предоставлены материалы, у нас есть своя библиотека, можно что-то почитать про искусство».

Сто лет назад те же петербургские художники на лето предпочитали уезжать в Келломяки и Терийоки. Так берег Репино и Комарово выглядел век назад. Как видно, единственное отличие — тогда были кабинки для переодевания. Интересная деталь — на этой антикварной открытке видна подпись «Пляж у берега моря». А эта деталь в руках краеведа Елены Травиной сохранилась с того самого дореволюционного времени.

Елена Травина, координатор исследовательской группы «Старые дачи»: «В руках у меня белая шляпка, которая была обязательным предметом любой уважающей себя барышни в жаркое время года, летом. Без шляпки появиться было невозможно. Кроме того, у нее была и функциональная особенность, поскольку белая шляпка защищала от палящего солнца. Которое здесь, в русской Финляндии, здесь, в Репино случалось».

И вот цитата из открытки, датированной 1914 годом, которая это подтверждает. Совпадение через сто лет стопроцентное: «Дорогая Катюша, мы, к сожалению, еще откладываем свой приезд к тебе на неопределенное время. В такую тропическую жару просто трудно выбраться, ведь у нас 35-40°, а по вечерам 20° — только в одиннадцатом часу начинаем дышать».

Павел Никифоров, корреспондент: «Но чтобы по-настоящему даже не понять, а почувствовать петербургское лето, надо оказаться в его эпицентре. Вдумайтесь только. Самый северный город-миллионник мира. И на пляже Петропавловской крепости этого самого северного мегаполиса в мире концентрация голых тел на квадратный метр не уступит ни Барселонскому, ни Марсельскому городским пляжам. Какое Средиземное море, когда есть Балтийское и Нева».