Накануне первого домашнего матча «Зенита» в новом сезоне Российской футбольной премьер-лиги корреспондент программы «Пульс города» Артем Лепехин попробовал разобраться, в чем разница между ультрас и болельщиками, а также понять, где границы цивилизованного боления.

Юрий Зинчук, ведущий: «Петербург вновь охватывает футбольная лихорадка. Начался сезон 2014-2015. Мы сейчас не будем анализировать наши спортивные перспективы и планы. На данный момент нас больше волнует другая информация. По официальным данным, опубликованным на этой неделе, болельщики Зенита была признаны самыми недисциплинированными болельщиками в Российской премьер-лиге. Шесть матчей при пустых трибунах. Такой печальной статистики не знает ни один российский футбольный клуб. Это не по-петербургски. Почему так произошло. Ведь Петербург — город, в котором культура футбольного болельщика была на очень высоком уровне. Она есть и сейчас.

Для нас «Зенит», если можно так сказать, это одна из национальных идей Петербурга. В спорте так точно. Вот смотрите. Эти кадры я снимал в среду в 8 часов вечера. Маршрут — Каменноостровский проспект и Большой проспект Петроградской стороны. Подчеркну еще раз, 8 часов вечера. Петроградка. То есть окно из центра города в спальные районы. Окно, через которое в это время проходит сумасшедший трафик. Люди возвращаются домой. Вечерний час пик. И видите — почти никого. Полупустые улицы. Вот что происходит, когда «Зенит» играет домашние матчи. Улицы и площади города в буквальном смысле пустеют, когда играет «Зенит» на Петровском. И тем более обидно, когда нас вдруг признают футбольным клубом, у которого самые недисциплинированные болельщики.

Почему так происходит. Почему 12-й игрок, как называют себя фанаты, вдруг стал самым разнузданным. Или это не так? Или это ярлык, который хотят повесить на наших болельщиков? Давайте попробуем разобраться. Наш корреспондент Артём Лепехин искал ответ на этот вопрос и на «Петровском», и в архивах истории «Зенита», и в разговорах с теми, кто обеспечивал безопасность во время проведения массовых спортивных мероприятий. Вот его репортаж».

В новом сезоне питерский «Зенит», по крайней мере на внутренней арене, представит собой грозную силу. К плеяде звёздных игроков клуба добавилась ещё одна: аргентинский защитник Эсекьэль Гарай, совсем недавно игравший в финале чемпионата мира. Футболка с его 24 номером, несмотря на цену, пользуется большим спросом в магазине «Зенита». Из новшеств атрибутики можно выделить очередные варианты фанатских роз и шапок. Клуб и магазин к первому домашнему матчу чемпионата готовы. Болельщики пока не собираются — игру с «Торпедо» на «Петровском» они не посмотрят.

Зато конец майского матча с «Динамо» самые ярые из них смотрели прямо с газона «Петровского». Были и такие, кто захотел дотронуться до представителей сборной России, да так, что у спортсменов после этого мозг сотрясался. В главной футбольной организации страны такой приём москвичей сине-бело-голубыми не оценили и «впаяли» «Зениту» два домашних матча без зрителей и ещё три — с закрытыми фанатскими секторами, именуемыми на «Петровском» виражом.

Валерий Ильюнин, болельщик со стажем, один из заводящих виража, оптимизма, судя по сообщению в социальной сети, в нынешнем сезоне не испытывает. Новые перформансы и баннеры ультрас к чемпионату не подготовили, даже на матче Лиги чемпионов против кипрского АЕЛа висели старенькие «Наше Имя — Зенит» и «Санкт-Петербург». Запрет клубом посещать вираж несовершеннолетним, возросшая стоимость сезонных абонементов и обязательная на них фотография владельца, в питерской фанатской среде тоже восприняли далеко не на ура, сезонные кресла на наследнике легендарного 33 сектора Кировского и вовсе решили не выкупать.

С учётом нынешнего наказания, «Зенит» проведёт в общей сложности уже шесть матчей без зрителей. В России по этому сомнительному показателю, питерский клуб — рекордсмен. За полтора десятилетия сине-бело-голубые ультрас чего только не вытворяли: и с болельщиками ЦСКА на трибунах дрались, и Льва Яшина на баннерах оскорбляли, и банан звёздному Роберто Карлосу показывали, и пирошоу на матчах Лиги чемпионов устраивали. А пущенная два года назад питерскими фанами петарда на мачте со всё тем же «Динамо» едва не лишила зрения вратаря Антона Шунина.

Артем Лепехин, корреспондент: «Как нам сообщили в одном из магазинов пиротехники, именно такой, ну или почти такой же штукой, могли травмировать динамовского голкипера. Заметим, петарда тогда задела Шунина, но даже пять метров расстояния, судя по инструкции, для человека крайне опасны. Я лучше рисковать не буду и откину её как можно дальше. Такое ощущение, что частицы горячего шлака даже оттуда попадают на меня».

Из-за таких эпизодов болельщики «Зенита» в неофициальных рейтингах самых опасных в мире занимают первые позиции. Ну хоть тут мы не уступаем ни «Барселоне», ни мадридскому «Атлетико», чьи фанаты тоже облюбовали топы агрессивных. Впрочем, вираж — это меньше четверти всего стадиона «Петровский». Подавляющее большинство любителей футбола на матчах «Зенита» болеют куда более культурно. Среди них тоже есть свои неформальные лидеры. Взять хотя бы петербурженку Цивью Савицкую, которая посещала «Петровский» до ста четырёх лет всей своей жизни. Ну а Михаил Сергеевич Боярский и «Зенит» уже давно стали чем-то единым целым.

Михаил Боярский, заслуженный артист России: «Я не приверженец того, что благодаря шуму или крику, тот же Кержаков будет играть лучше, ничего подобного. Со Спартаком всегда были натянутые отношения, но чтобы в газете писали, что Широков перешёл в стан заклятого врага — это очень смело, это с каким же настроением нужно прийти на стадион, чтобы убить Широкова и повесить всех спартаковцев. Это всё идёт от воспитания, как ведут себя родители, так ведут себя и дети».

Хоть вираж и родом из 33 сектора Кировского, однако болельщики в те времена никогда не позволяли себе того, что периодически возникает сейчас. Об этом рассуждает бывший полузащитник «Зенита», игрок золотого состава 1984 года Сергей Веденеев.

Сергей Веденеев, полузащитник ФК «Зенит» (1980-86 гг, 88-89 гг): «В то время если и были какие-то желания выскочить на поле, то это было нельзя. В театре, на стадионе не позволяли себе высказывать бурные эмоции. Сейчас же пришли к тому, что можно делать всё. Фанаты почувствовали безнаказанность, отсутствие границ».

Бывший сотрудник ленинградской милиции, один из тех, кто неоднократно следил за поведением болельщиков на трибунах, Александр Межевич признаётся? стюарды, которые заменили омоновцев в качестве защитников правопорядка внутри чаши стадиона? не очень эффективны.

Александр Межевич, подполковник внутренней службы в отставке: «Я больше чем уверен, что если бы стояли сотрудники полиции? никто бы не посмел выбежать на поле, потому что его сразу бы увели с поляны. Ну а стюарды, кто это — это пожилые мужчины, молодёжь».

Меж тем, судя по откровениям в социальной сети фаната Андрея Полякова, ответственного за баннеры на трибунах, отношения между группировками виража в последнее время назвать идеальными нельзя: «Чем ближе матч в Туле, тем чаще слышу, что «будет весело». И почему-то от данного «весело», мне становится тревожно. Огромный ажиотаж, большое количество сине-бело-голубых, жара и синька, пафос (некоторых) гостей как лучших суппортеров в мире, локальные конфликты, непрофессиональные действия полиции ввиду отсутствия опыта. Затяжной пропуск на трибуны, обыск с пристрастием, зашедшие сине-бело-голубые к концу 1-го тайма, недовольство, перерастающее в справедливый гнев. На вопрос кому это нужно, пусть каждый ответит себе сам».

Напомним, что первый матч чемпионата в Туле фанаты Зенита действительно чуть не сорвали. Часть ультрас едва не повторила антиподвиг нашумевшего матча с «Динамо» — выход на поле. Закончить сюжет хотелось бы словами обычного рядового болельщика, записанными перед матчем с кипрским АЕЛом.

Александр, болельщик: «Очень жаль, что внутри команды такое происходит, но это всё больше зависит от руководства клуба, чтобы они предприняли правильные шаги».

Юрий Зинчук, ведущий: «И еще раз обращаем внимание на то, что теперь трансляции матчей «Зенита» будут осуществляться на канале «Санкт-Петербург». Напомню, что наш телеканал стал единственным, кто смог пойти на те условия, которые были предложены правообладателями трансляций. Иначе, Петербург остался бы без футбола по общедоступному телеканалу.

Телеканал «Санкт-Петербург» вещает не только на платформе кабельных сетей всех операторов связи в нашем городе, но и в пакете телеканалов, транслируемых оператором спутникового телевидения «Триколор ТВ», абонентская база которого на сегодняшний день составляет 12 млн домохозяйств. По всей России. От Калининграда до Екатеринбурга. И, конечно же, в эту зону вещания входит Ленинградская область. Это очень важно. Особенно для тех, кто летом находится на даче».