Специальный корреспондент программы «Пульс города» Елена Болдышева выяснила, как после введения эмбарго на импорт ряда продуктов будут выглядеть прилавки петербургских магазинов.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Начинаем мы с главного события этой недели. И причем не только недели. Я думаю, последствия этого события мы будем наблюдать очень долго. Хотя, оно было вполне ожидаемым. 

Ведь простейшие законы физики гласят: если на пружину давить длительное время и это воздействие усиливать и усиливать, то в определенный момент она либо лопнет, либо отскочит и даст в лоб тому, кто на нее давит. Вот этот второй вариант в ситуации с санкциями против нашей страны и сработал. Российская пружина отскочила. Россия ответила на то давление, которое испытывала на протяжении нескольких месяцев. Введены ограничительные меры на импорт продовольствия из Евросоюза, США, Австралии и Канады. Петербург в этом контексте занимает особое место.

Ведь мы пограничный регион. У нас крупнейшие порты: и пассажирский, и торговый. Через нас, через трассу «Скандинавия» и далее по М-10 проходит торговый путь из Европу в Россию. И по Неве каждую ночь идут караваны судов по Волго-Балту из России в Европу и обратно. И именно мы являемся тем самым окном в Европу, которое сейчас будет немножко закрываться.

Вот кадры в онлайн-режиме с камер наружного наблюдения российско-финляндской границы. Пока всё тихо, спокойно. Но эта тишина обманчива. Это еще затишье перед бурей. Потому что все таможенные пункты пропуска на границе с Евросоюзом уже получили бумагу с подписью и.о. главы Федеральной таможенной службы генерал-полковника Малинина. В соответствии с этим документом ввоз отдельной категории товаров на территорию России ограничивается с 00:00 9 августа 2014 года. И ситуация будет развиваться через некоторое время не по дням, а по часам.

И для Европы теперь особую актуальность обретает старинная библейская мудрость: время разбрасывать камни, и время собирать камни. Вот разбрасывали, а теперь давайте пособирайте. Но нас в первую очередь интересует не Европа, а Петербург. Как на нас, петербуржцах, отразится эта ситуация.

С одной стороны, ясно, что будет ограничение в предложении, будет и рост цен. А с другой — для отечественных товаропроизводителей это уникальный шанс просоответствовать новым экономическим реалиям и выйти на абсолютно новый уровень в своём развитии. Что есть будем, как жить будем, как теперь будут выглядеть прилавки петербургских магазинов — об этом в репортаже нашего специального корреспондента Елены Болдышевой».

Это одна из государственных молочных ферм Ленинградской области. Местных коров, как и руководство предприятия, изгнание из Петербурга иностранной молочной продукции не беспокоит. 

Василий Бычков, директор ФГУП «Коложицы»: «Эти запретительные меры таможенные они на нас никак не повлияют. Или, может быть, это для нас даже лучше». 

Производство здесь, можно сказать, автономное. Все свое: и корма, и животные. 

Елена Болдышева, корреспондент: «Хозяйства Ленинградской области, по словам животноводов, от европейских кормов не зависят. Весь комбикорм производят здесь, в 47-м регионе, из отечественного зерна и жмыха. Сырье в Ленинградскую область привозят с юга России».

Областного молока в Петербурге очень много. А сыра, несмотря на то, что отечественное производство стабильно развивается, нет. Его поставляют из других регионов и из-за границы. Пятьдесят процентов на прилавках магазинов — европейского производства. Кстати, по данным Роспотребнадзора, зарубежные поставщики очень часто продают «псевдосыр».

Вадим Рыжков, председатель Союза потребителей Санкт-Петербурга: «Сырный продукт, это продукт, который выпускается по техническим условиям. Там вообще может быть отсутствие молока».

Кроме молока и молочных продуктов в список продуктов, которые теперь нельзя ввозить в страну из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии попали говядина, свинина, курица, рыба, колбасы, овощи и фрукты. 

Без импортного мяса Петербург проживет. Доля российского производства превышает 80 процентов. С заморскими овощами и фруктами сложнее. Их в магазинах больше, чем российских. Из одной только Польши общая стоимость поставок превышала 1 миллиард долларов в год. 

Людмила Богомолова, кандидат социологических наук: «Польская заморозка —  самая дешевая, кроме отечественной. Есть большой сегмент отечественной заморозки, но здесь возникает большой вопрос, из какого сырья делается отечественная заморозка? Мы понимаем, что многие сети фасуют свою заморозку в той же самой Польше».

Это означает, что так называемый privat lable — недорогие продукты, которые выпускаются под собственной маркой торговой сети, могут исчезнуть. 

Людмила Богомолова, кандидат социологических наук: «Для покупателей низкого ценового сегмента пять рублей — это разница. Они эти деньги считают, поэтому это важно».

Петербургские эксперты в один голос заявляют, что августовские санкции ударят по карману покупателей. 

Андрей Войлоков, коммерческий директор сети магазинов: «Будет некоторый дефицит товаров. Это может вызвать небольшое повышение цен». 

Рост цен обычно провоцирует «синдром гречки». Петербургские ритейлеры к этому уже привыкли. 

— Наш народ такой, ему не надо сыры, ему надо сахар, соль, гречка. Вы же знаете. Вы побежите за французскими сырами?

Некоторые побежали. С прилавков обычных петербургских магазинов начали исчезать дорогие импортные продукты. Но в супермаркетах премиум-класса заморские деликатесы по-прежнему есть. Долго ли им придется пылиться на прилавках в ожидании гурманов? 

Михаил Бурмистров, член правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»: «Это повторит ситуацию 1998 года, когда в связи с девальвацией многие зарубежные компании перестали поставлять продукцию на российский рынок… Но в то же время это дало мощный импульс для развития отечественного производства».

Пока в Евросоюзе считают убытки — из-за ответных мер России они составят не менее 12 миллиардов евро, стоимость акций российских продовольственных компаний растет, как на дрожжах. Ведь свято место пусто не бывает, а рынок сбыта — главная цель любого производителя. Супермаркеты Петербурга закрываться не планируют. Всегда найдутся желающие занять свободное место. И ответ России на санкции может стать экономической прививкой для отечественных производителей.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «В свойственном Петербургу как культурной столице стиле тотчас пошла художественная реакция нашего города на происходящие макроэкономические процессы. «Митьки» картину «Сыры французские заменим нашей «Дружбой» еще не нарисовали, а вот известный музыкант Сергей Шнуров уже выложил в соцсети свой художественно-музыкальный ответ на происходящие события. И лексика, которую использовал Шнур, является нормой современного русского литературного языка».