Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью программе «Пульс города» рассказал о реставрации крыши Зимнего дворца, о проекте «Большой Эрмитаж», о планах по созданию Музея гвардии, а также о «Манифесте» как о способе вести дискуссию.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Мы застали Михаила Борисовича за очень важным занятием — он проверял, как подрядчики отремонтировали крышу Эрмитажа.

Михаил Борисович, здравствуйте! Большое спасибо, что согласились на интервью. Я понаблюдал, как работает директор Эрмитажа. Вы принимали, я так понимаю, после работы 30 тысяч метров кровли. Честно признаться, я думал, что вы придете, что-нибудь перед камерой запишете, скажете, и все разойдутся. Вы полтора часа ходили под солнцепёком, каждый квадратный метр – это специально»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Не каждый квадратный метр, а 176 скульптур. Это самое главное, что я принимал, потому что это — облик Петербурга и Эрмитажа. На самом деле, здесь очень много инноваций. Это не просто покрыли – и всё. Здесь и отопление карнизов, внизу у стоков. Здесь нельзя превысить запроектированную высоту крыши. На самом деле, Зимний дворец – место инноваций. Отсюда — электричество в Петербурге, телеграф.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Этот вид в свое время ещё академик Лихачев назвал самым совершенным и самым красивым пейзажем, созданным руками человека за всю историю. Вы что чувствуете, когда поднимаетесь сюда? Какие эмоции»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Всем известно, что это лучший вид на свете. Это следующий фронт работы. Здесь вид, который еще не испорчен. Если смотреть в ту сторону, где наши архитектурные преступления, то там уже плохо. Здесь вид – современные строения внутри, чуть дальше, — они не торчат. Всё можно сделать, если хотеть».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Не планируете здесь организовывать экскурсии для широкой публики»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Нет. Сюда, конечно, все рвутся — фотографы и журналисты. Эти мостки времен Николая II. Какими они были. Мы их отреставрировали, закрепили».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Вы их специально сохранили»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: Они специально сохранены. В разных местах сохранены старые ограждения, перила».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Действительно, по этим мосткам ступала нога Николая II»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Прямо здесь она, может, и не ступала».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Мы заговорили о здании Биржи, Генштаба. Такая экспансия Эрмитажа: он разрастается, простирается, раздвигает горизонты. Для чего это нужно»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Во-первых, это не экспансия. У нас есть динамичный процесс, называется «Большой Эрмитаж», его смысл – сделать доступной коллекцию Эрмитажа.

Биржа – мы за неё никогда не бились, вопреки тому, что писали в прессе. Мы предложили рецепт: здесь можно сделать музей. Какой музей? Музей, который может сделать только Эрмитаж. Геральдика – слово иностранное, не всем нравится. Музей государственных символов, то есть музей, в котором представлена история российского герба, история всех гербов мира, всех гербов Российской Империи. Плюс сразу было предложение: здесь есть большой зал, где можно проводить большие городские собрания. Где награждать людей, когда они получают государственные награды? В Главном штабе мы используем эти пространства. Там уже проходит и Юридический форум, и «Манифеста», и концерты. Это так заранее и задумано. Очень динамичный проект – «Большой Эрмитаж». Освоение проекта».

Что поделать? Мы здесь, в центре. Мы — в сердце Петербурга. Иногда так получается, что мы ещё и цитадель Петербурга. Мосты развели, и мы обороняем культуру от бескультурья.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Вы провели глобальное событие – биеннале европейского искусства «Манифеста 10». Вы организовали это событие в контексте «Россия – не Европа», псевдоказаков, антигейских законов…

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «С одной стороны, контекст сложных законов: зачем нам эта «Манифеста». И так далее. С другой стороны – требования: не смейте проводить «Манифесту» в Петербурге — в городе-центре гомофобии, отсутствия свободы – нельзя там проводить!

Мы открыли её вопреки этим попыткам бойкота. Попытки были с двух сторон. Последнее требование было, чтобы «Манифеста» ушла из Петербурга, пока Пиотровский публично не объявит, что он противник политики президента Путина. Идёт все время атака с двух сторон. Поэтому нам пришлось напомнить благодаря Касперу Кенигу, куратору «Манифесты», что культура — не вне политики, она над политикой. «Манифеста» – это многие понимают – правильный способ дискуссии. Наш главный тезис: у искусства есть своя территория, свои правила. Действительно, голым нельзя ходить по Невскому проспекту. Но изображение голого тела в музее не должно волновать».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Михаил Борисович, что для вас юбилей? Какой-то этап? Какой-то повод остановиться, задуматься, оглянуться? Что для вас 250-летие Эрмитажа»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Во-первых, это, конечно, повод напомнить о себе и тем, кто нас любит, и тем, кто нас не любит. Мы стараемся отметить его такими подарками: мы дарим отреставрированный Главный штаб, Зимний дворец, фондохранилище. Мы смотрим, как преображается площадь, благодаря тому, что есть Главный штаб. И сейчас, когда мы откроем все двери, сделаем на первом этаже нечто вроде открытого форума. В Малом Эрмитаже мы сделаем выставочный зал, который откроется в этом году. Ставим вопрос о создании совместно с министерством обороны Музея гвардии в Штабе гвардии».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Есть подвижки»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Временами есть, временами нет. Никто не хочет уезжать с Дворцовой площади».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Знаю вашу настойчивость»!

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Это место, где надо принимать присягу. И здесь принимают присягу».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Будете бороться за то, чтобы Дворцовая площадь оставалась сакральным местом»?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Мы постоянно боремся. Здесь — памятник победы над Наполеоном, здесь церемониальное место, где лучше всего проводить парад».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: Эрмитаж не может существовать вне контекста России. Вся международная ситуация, которая складывается вокруг России, все санкции, негодования – на вас это как-то отражается?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Мы говорили о «Манифесте». «Манифеста» – это пример. То, что требовалось по поводу «Манифесты» и было требованием санкций против нас. Мы это преодолели, мы объяснили людям, которые принимают решение: культура над политикой. Я думаю, что разумных людей много. Хотя, конечно, в обстановке той злобы, которая сейчас существует, очень трудно вести культурную деятельность. Но именно её и надо вести, потому это способ смягчить, объяснить людям: «Вы что, совсем с ума посходили»? Это всё не в первый раз. Мы не малые дети, пожили в изоляции, в разных ситуациях, со всякой враждебностью нам приходилось сталкиваться и здесь, и за границей. Наши выставки всегда вызывают разную реакцию, не всем нравится. «Блеск русского Императорского двора» начинается – «это их имперские замашки». И у нас в России тоже говорят, что Эрмитаж – проповедник имперских замашек. У нас и «Манифеста», и имперские выставки – у нас всё вместе».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «И последний вопрос, который мы всегда задаём. Продолжите после меня следующую фразу: «Я, Михаил Пиотровский, каждый день просыпаюсь, иду на работу, падаю, встаю, бьюсь, сжигаю нервы, сердце для того, чтобы…»

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: …для того, чтобы чувствовать себя человеком, честно выполнившим свой человеческий долг перед самим собой».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Спасибо большое за интересное интервью».