Петербуржцы готовятся к новому переводу стрелок. Мнения экспертов о возвращении к «зимнему времени» — в сюжете Ольги Скрипкиной.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Внимание всем таким, как я. Всем, кто не может засыпать до полуночи. И не может вставать в 6 часов утра. Всем, кто не может, особенно хмурым петербургским дождливым осенним утром, разбудить ребенка, чтобы отвести его в садик. Всем школьникам, которые клюют носом парту на первых уроках, мы посвящаем наш следующий сюжет.

Так сложилось, что именно мы имеем к этим страданиям самое непосредственное отношение. Ведь именно в нашем городе — в Ленинграде 1980-х — возникла идея перевода стрелок на «летнее» время. Потом именно петербуржец Дмитрий Медведев закрепил эту норму, начиная с марта 2011 года. 

И сейчас именно законодательная инициатива наших петербургских депутатов привела к тому, что в Госдуме скоро будут рассматривать вопрос о возврате обычного времени. «Ура, наконец-то», — скажут сотни тысяч наших сограждан. Я в их числе. А насколько для Петербурга актуален этот вопрос? И как Петербург переживал все эти игры со стрелками на часах? Об этом в репортаже нашего специального корреспондента Ольги Скрипкиной». 

Ольга Скрипкина, корреспондент: «Вон там, возле купола Исаакиевского собора, за тучами сейчас находится солнце. На часах 12, а значит главная звезда должна быть в зените. Правда, в Петербурге это слово больше ассоциируется с футбольной командой, чем с астрономическим термином. Поэтому и зенит у нас, наверное, неправильный. В Северной столице наивысшей точки солнце достигает аж в два часа дня и засияет примерно над зданием Сената и Синода». 

С часами играли на протяжении всего XX века. До Октябрьской революции на территории Российской империи жили по солнцу и вставали с петухами. В 1919-м время загнали в жесткие рамки — страну поделили на пояса. Десять лет спустя стрелки перевели на час вперед. А с 1981-го заработало так называемое «зимнее» и «летнее» время. Осенью 2011 глава государства остановил чехарду на циферблате, тем самым отодвинув время на 2 часа от природного или астрономического.

Из двух десятков фломастеров Маша Павлович выбирает для картины только самые сочные цвета. Сегодня ей снились яркие тропические растения, и пока воспоминания живы девочка торопится запечатлеть увиденное в грезах. На стене в детской — целая галерея из сновидений. Последний месяц ребенок безуспешно пытается отоспаться за весь учебный год.

Маша Павлович, школьница: «На первом уроке мне всегда хочется спать. У нас пол класса обычно зевает».

Михаил Бланк, онколог, доктор медицинских наук: «Если спящего ребенка потащить в школу, то уровень его восприятия, уровень когнитивности будет около нуля. Его ничему не научить, потому что он физиологически еще не проснулся».

Кот Васька сегодня заступил на вахту на час раньше . От сытного обеда четырехлапого оторвали беспокойные коровы. Сначала животные не хотели входить в стойла, потом без аппетита жевали сено и недовольно пофыркивали.

Валентина Качнова, работник фермы: «Видите, глаза у нее такие увеличенные. И принюхивается, так что что-то ей не нравится».

Вывести парнокопытных из равновесия могут тысячи внешних факторов. Гроза, громкий голос, или как сегодня — посторонние гости в лице нашей съемочной группы. А еще коровы живут строго по расписанию, и если доярка не придет вовремя, у животного может случиться паника. 

Ольга Ананьева, доярка: Обычно в полчетвертого встаем, но так как время на час перевелось, нам приходится на час раньше вставать. Пока привыкнешь. Это надо неделю-две, чтобы прошло. Коровы не успевают настроиться».

Консервативное общество жвачных и тех, кто за ними ухаживает, хотят остановить время. Пока энергетики экономят, животноводы несут убытки. С переводом стрелок буренки волнуются и жадничают. Вместо трех ведер молока дают лишь одно. 

Выявить проигравшего, на профессиональном жаргоне — «забить козла» — не успели, прозвучал сигнал к началу рабочего дня. На заводе по производству автокомплектующих к станку становятся в 8 часов утра. Чтобы успеть, сварщик Сергей Семенко ставит будильник на 4 утра и потом еще час слушает его раздражающий звук. В 5 отрывает голову от подушки. И только после завтрака заканчивается первый раунд борьбы со сном.

Сергей Семенко, сварщик: «Бутерброды, колбаса, сыр, яичница и кофе. На работе сначала сложно, но потом оп-оп и начал делать, работать».

Его рабочий день составляет 12 часов. График три через три. Три работает, три спит. 

В хронической сонливости, сердятся астрономы, виноваты те, кто не изучал звезды в школе. И редко смотрел на небо. Ярослав Тимин посвятил 20 лет жизни тому, чтобы добиться астрономической справедливости. Вместе со специалистом по хронобиологии Вячеславом Апрелевым отправляет письма в Госдуму и предлагает вернуться к поясному времени. На 2 часа назад.

Вячеслав Апрелев, председатель комитета «За восстановление в России жизни по поясному времени»: «Опережение поясного времени является оружием массового поражения людей. Приводит к ежедневной усталости, болезням преждевременным, преждевременной инвалидности и даже смерти».

Страшный диагноз от врачей и ученых услышали депутаты. Закон о переходе на зимнее время уже принят в первом чтении. Парламентарии даже предложили Петербургу пойти дальше. И передвинуть стрелки не на час назад, а на два. Но Северная столица предпочла остаться с Москвой в одном временном пространстве. Политически и экономически выгодно. 

Леонид Лимонов, профессор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного университета: «Какие-то контракты, решения, которые стоят больших денег, могут либо откладываться, либо срываться. Решения нужно принимать очень быстро».

Врачи говорят: если депутаты все-таки примут закон, то уже с осени вся Россия почувствует прилив сил. Сократится число депрессий и суицидов. А вот появится ли желание идти на работу или учебу с новым зарядом бодрости, медики гарантий не дают.