27 мая Северная столица отметила 311-й день рождения. Редакция программы «Пульс города» собрала самые интересные факты о торжествах времен основателя Петербурга и его последователей.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Начинаем мы с события, которое я считаю одним из главных в своей жизни. И в жизни тех 5 миллионов, которых объединяет со мной одна судьба. Судьба жить в Санкт-Петербурге. Не будь этого города, не было бы ничего того, что нас сейчас окружает. Поэтому давайте отложим на время и политику, и экономику. И в начале поговорим о нашем 
Санкт-Петербурге, который на этой неделе отметил свой 311-й день рождения!

Ура! По сравнению с другими городами Европы наш Санкт-Петербург — «мальчик». Всего лишь четвертый век недавно разменял. Для справки, история Парижа насчитывает 24 века. Лондона — 22 века, Рим вообще почти тридцать веков стоит. Но для нас он самый главный, самый красивый и самый любимый город на Земле. Естественно, не сохранились документальные описания того, что же точно происходило 27 мая 1703 года на берегу острова Енисаари, что в переводе с финно-угорского означает «Заячий». По обрывкам легенд можно предположить, что был какой-то знак, которому Петр I придал судьбоносный смысл. Вырезал крест из дёрна. А еще был орёл, который появился в небе. Хотя орлы, как говорят орнитологи, — редкий перелётный, не гняздящийся в наших краях вид птиц. Соколы — да, орлы — нет. Но именно орёл в античной и древнегреческой мифологии как символ власти, господства, могущества и прозорливости был выбран Петром Алексеевичем. Петр Первый очень хорошо разбирался, как сейчас бы сказали, в искусстве PR и масштабирования брендов.

Вот так Петр Первый создавал мифологию этого города. А потом уже создавали миф про самого Петра. Мой самый любимый — тот образ, который описал Сергей Довалтов. Это рассказ «Шофёрские перчатки» из сборника «Чемодан». Причем Довлатов написал этот рассказ по следам реальных событий. Николай Шлипенбах, друг писателя, предложил Довлатову сняться в фильме в образе Петра Первого.

Вот эти чудом сохранившиеся кадры начала 1960-х. Давайте посмотрим. Довлатов в мундире императора бродит по городу. В рассказе сюжет описан следующим образом: «В Ленинграде появляется таинственный незнакомец. В нём легко узнать царя Петра. Того самого, который двести шестьдесят лет назад основал Петербург. Теперь великого государя окружает пошлая советская действительность. Милиционер грозит ему штрафом. Двое алкашей предлагают скинуться на троих. Фарцовщики хотят купить у царя ботинки. Чувихи принимают его за богатого иностранца. Сотрудники КГБ — за шпиона. И так далее. Короче, всюду пьянство и бардак. Царь в ужасе кричит: «Что я наделал?! Зачем основал этот город?!». Так что любите Петербург, знайте Петербург, смотрите на него, читайте про него».

Императору даже во хмелю гуляний Летний сад не привиделся бы таким чинным. Три столетия назад петровские ассамблеи — праздник с риском для жизни. День рождения города мог стать днем чьей-то кончины. Пили и плясали покуда ноги держат, как велел царский указ. В День города спустя 311 лет винные реки Летнего сада сменили струи фонтанов. Открытие которых встречали трезво, но с искренним ликованием.

На главном проспекте города в этот день точно следовали императорским наказам. 4000 тысячи человек рождение Петербурга встретили танцем. В майках белого, синего и красного цветов оживили километровый российский триколор, который в свое время узаконил Петр I.

Императора в этот день, конечно, не могли оставить без военного парада. Элита российских войск — рота почетного караула — маршировала непосредственно перед основателем города. В знак признательности к Медному всаднику несли цветы первые лица Санкт-Петербурга, чем, похоже, немного смутили государя.

На Дворцовой площади Петра Великого удивляли диковинным заморским искусством. Оперные дивы и балетные примы дали настоящий бал. То, что в XVIII веке император видел разве что в заграничных посольствах, для культурной столицы сегодня — уже представительская классика.

День основания города император отмечал с особой любовью, как и именины Петра. В советское время о чествовании бывшей царской столицы подзабыли. Город считали тем более недостойным торжеств после «Ленинградского дела». Вернуться к празднованию решили только при Хрущеве. По проспекту Кирова — ныне Каменноостровскому — прошли императоры, завершив карнавал на стадионе имени Кирова. Но из-за смерти Сталина и последовавших политических интриг 250-летний юбилей отмечали на 4 года позже — в 1957-м. Причем летом, а не 27 мая. Ведь именно в этот день, как гласит легенда, пусть и далекая от истины, воспаривший над Петром орел ознаменовал основание города.

Дмитрий Спивак, культуролог: «Потомство упустило гениальную вещь, как вороны Тауера, — это орел, которого содержали в Петропавловской крепости, потом переместили на остров Котлин. Орлы у нас должны быть, зато у нас есть попытка карнавала, которые разбиваются о нашу непогоду, дождь, снег, который может быть и в середине июня».

Капризная петербургская погода и в этом году пыталась подмочить впечатление от праздника. Разве что песня пятитысячного хора на ступенях Исаакиевского собора сумела разогнать хмурые тучи.

День города образца 2014 с претензией на императорский масштаб. Чтобы провести праздник, необходимы были усилия десятков тысяч поющих, танцующих и просто радостных людей. Почти столько же сколько человек понадобилось государю, чтобы основать Петербург.