ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Интересная новость пришла от бывшей нашей дружественной Финляндии. Итак. Власти Финляндии сообщили, что приняли решение закрыть Сайменский канал для прогулочных судов. Чуть позже последовало уточнение. Финляндия в одностороннем порядке останавливает движение прогулочных судов по Сайменскому каналу через Нуйямаа с 15 апреля. Запретительная мера вводится на неопределенный срок. «Будут закрыты морские пункты пропуска через государственную границу Финляндии Хаапасаари и Сантио», — сообщили в пограничной службе Финлняндии.

Напомню, что Сайменский канал соединяет озеро Сайма в Финляндии и Выборгский залив в России. Он строился на территории Великого княжества Финляндского, был открыт в 1856 году.  Нелепость решения финских властей признают по обе стороны границы: и российские эксперты, и финские. Например, известный политолог Йохан Бекман так оценил эти действия финских властей: «Решение о закрытии принималось не самой Финляндией, а НАТО. Закрытие судоходства по Сайменскому каналу – это общий план военной подготовки с другими союзниками по натовскому блоку. Сама Финляндия уже никаких решений не принимает». Конец цитаты.

И вот интересная тема. А как вообще рождались границы в далёком прошлом между нами? У меня в руках слепок с межевого камня, который определял границу между Россией и Финляндией в 19-м веке. Этот крест означал своего рода печать, которую ставила российская сторона на камне, определявшем границы между Россией и Финляндией. Мы ставили кресты. А, например, на камнях, расположенных на русско-шведской границе (после Ништадтского мира) шведская сторона отмечала себя короной. Так и остались на камнях крест, корона и дата межевания. Этот слепок к нам из своей экспедиции по поиску таких камней привезла Полина Ганичева.

Итак. Тайна древних камней на берегу Ладожского озера. Только здесь, в глухих приладожских лесах и болотах мы нашли разгадку того, как писалась карта Европы. И кто проводил границы на этой карте. Сейчас, согласитесь, это тоже очень актуальная проблема. Давайте посмотрим, как её решали в прошлом».

Приозерский район Ленобласти. Позади 100 км на машине и час под рюкзаками. И всё это, чтобы увидеть его… Исторического свидетеля, который появился благодаря Екатерине II. Мог видеть семью Емельяна Пугачёва или декабристов. Находился то по одну, то по другую сторону границ.  Он в кадре уже полминуты, а вы вряд ли догадались. Вот он. Этот камень.

Звучит сомнительно. Пусть камень, пусть даже очень древний. Пусть на границе. Но о чём сегодня он может рассказать? Объясняет поисковик Сергей Данилов. Первым делом, к любому камню он прикасается. И то ли слушает, то ли читает его. Вот высечен крест (символ границы), а вот ещё одна черта…

Многие правители пытались провести, как бы сказали сегодня, централизованное межевание всех российских земель. Отделить всё частное от казённого, провести чёткие границы для землевладельцев. Но получилось только у Екатерины II: «Утверди, Господи, достояние людям твоимъ!». В 1765-м году всё достояние она приказывает измерить, рассчитать и нанести на карту: «Межевание к государственному и народному спокойствию весьма нужно для пресечения беспрестанных между владельцами споров, тяжб, драк, смертных убийств, а через то и умножающихся в присутственных местах затруднительных дел».

И это один из межевых камней как раз того периода. Обводим символы мелом, делаем фото, а рядом уже заинтересовались нашим камнем местные дачники.

Это тоже межевые знаки. Как правило, для обозначения административных границ. А мы идём дальше, к особой, государственной. Исторической. Есть точные координаты и описание уникального камня на берегу Ладожского озера.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Машина осталась где-то в 4 км от нас. Дальше только своим ходом: дороги нет. Вот я уже представляю, как, возможно, по этому самому пути пару веков назад шла целая комиссия. Даже не одна — две, с двух сторон, с картами, ещё и с инструментами металлическими, наверняка, тяжёлыми. Шла и фиксировала государственные границы».

И вот «автографы» каждой из сторон на обновлённой границе после Ништадтского мира. Межевой камень 1722 года на севере Выборгского района Ленобласти. Корона — знак шведской стороны, крест — русской. И самое важное — дата.

АЛЕКСАНДР ТЕРЮКОВ, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН:

«Создавалась комиссия двусторонняя: чиновник со стороны зарубежного государства и со стороны России. Их сопровождали 2 или 3 камнетёса. Они отбивали. И координаты камня наносились на карту. Потом уже эта карта со всеми камнями, изгибами реальными наносилась на государственную карту, которыми обменивались обе стороны».

Благодаря этим отчётам Сергей в 21 веке может найти старую финскую карту и протокол межевания — узнать точные координаты, порядковый номер и даже описание конкретного пограничного камня. Правда, не все в это верят.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Ради этого объекта мы проделали сложнейший путь в сотню километров. И вот он: обычный камень на берегу Ладожского озера. Но для того, чтобы он находился именно здесь, ни на метр левее или правее, а именно в этой точке, было принято сотню государственных решений, написано тысячу страниц мировой истории. Это межевой камень на бывшей границе между двумя государствами».

Обводим высечки на камне мелом. И вот она — бывшая граница между Выборгской губернией Великого княжества Финляндского и Санкт-Петербургской губернией Российской империи. 1874 год. Всё точно по протоколу.

А рядом ещё одна дата — 1910. Возможно, повторное межевание. И мы снова повторяем свой вопрос: о чём этот камень может рассказать? Сделаем точный оттиск части символов по методу археологов.

— С собой мы привезли вот такую двухкомпонентную смесь. Вообще, она используется в стоматологии. Для протезирования. Но мы при помощи этих двух компонентов — базы и катализатора — попробуем изготовить точный слепок этих символов. С точностью до микрона.

Отдаём «негативы» в институт истории материальной культуры. На трасологический анализ. То есть буквально анализ следа человека. Сделаем из гипса позитивную копию и попробуем узнать об авторе чуть больше. А вдруг эта надпись, как пишут в интернете, новодел? Ведь каждый может оставить на граните свой след. Кажется…

Общими усилиями и с современными инструментами вышла только царапина. И цвет сразу выдаёт её возраст. Подделка. А теперь посмотрим на бесцветные насечки из прошлого. Вот слепок окончания креста. По этому фрагменту трасолог Дарья Фёдорова может восстановить события одного из дней 1874 года.

ДАРЬЯ ФЁДОРОВА, младший научный сотрудник экспериментально-трасологической лаборатории Института истории материальной культуры РАН:

«Изначально были сделаны насечки. Перед тем, как нанести сам крест, а дальше уже методом не гравировки, а подрезанием гранита были проведены первые более глубокие следы. А дальше они уже подрезаны, подпилены. Может быть, это была не кувалда, а какой-то камень. То есть через какого-то «посредника», чем-то острым мы намечаем контуры. Затем мы линию проводим таким движением, вырезая куски гранита. То есть само лезвие ставится не перпендикулярно, а под углом. А дальше здесь видны на дне линии. Это свидетельствует о том, что потом они ещё и пропилили».

Следующее заключение: работал профессиональный мастер примерно 2-3 часа. И правильно выбранный материал, и техника буквально увековечили его самого и эпоху.