ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Мы начинаем эфир нашей программы «Пульс города» спустя ровно 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И именно этой теме будет посвящён весь наш сегодняшний выпуск. Потому что ровно 80 лет назад наш город обрёл второе рождение. И это, кстати, один из признаков, по которому можно определить, родился человек в Ленинграде или нет, потому что ленинградцы никогда не говорят «день снятия блокады». Снимает блокадное окружение тот, кто его устанавливал, то есть враг, противник. И 27-го января никто не снимал блокаду. Был именно исторический момент освобождения от фашистской блокады. И очень редко ленинградцы, особенно блокадники, говорят «900 дней блокады», потому что каждый день в буквальном смысле был вопросом жизни или смерти. И их было не 900, как придумали и округлили в советское время историки, а ровно 872: с 8 сентября 1941-го по 27-е января 1944-го. До сих пор нет точной цифры погибших во время блокады. Более-менее понятна цифра оставшихся в городе к началу блокады жителей — 2 млн 544 тысячи человек. Из них 400 тысяч — дети. Умирал почти каждый второй. И вряд ли мы когда-нибудь узнаем всю эту страшную правду. Ясно лишь одно — во время блокады умерли и погибли более миллиона человек. Самая страшная гуманитарная катастрофа за всю историю человечества, искусственно созданная и направленная против мирного населения. И средоточием этой боли, этого горя стало место на севере нашего города.

Этой землёй до революции владел купец Иван Пискарев. Его имя и послужило топонимическим обозначением местности. Спустя полвека слово «Пискарёвка» стало синонимом самого страшного преступления против человечества. До и после революции здесь хоронили только деревенских, вплоть до 1937 года, когда Ленгорсовет принимает решение закрыть несколько кладбищ в городской черте и выделить участок в северной части города. В 39-м году кладбище стало расширяться, сюда привезли солдат, погибших в советско-финской войне, а в январе 1942 года исполком Ленинградского городского Совета ввиду огромного количества умирающих каждый день жителей принимает решение свозить сюда тела ленинградцев. В январе, для справки, умирали до 4-х тысяч человек в день. В день! И с этого месяца, январь 42-го, и начинается трагическая история той «Пискаревки», которую сейчас знает весь мир.

Это официальный факт. Пискаревский мемориальный комплекс — самое большое массовое захоронение в мире. Здесь в 186-ти братских могилах и шести тысячах индивидуальных воинских захоронениях покоятся более полумиллиона ленинградцев. Без имен. А в январе 42 года Пискарёвка стала основным местом захоронения в блокадном Ленинграде. Ленинградцы не любят повторять дежурные фразы о бессмертном подвиге, мужестве, героизме во время блокады, потому что почти у каждого есть  личная история блокады. Бабушки, дедушки, родственники, близкие семьи — у каждого есть такая история.

И иногда лучше обходиться без лишних слов. И у нашей программы «Пульс города» есть своя традиция. Каждый год 18-го января и 27-го января мы едем с утра на Пискаревское мемориальное кладбище, куда в эти дни приходят люди.  Среди них мы находим именно тех, кто прошел через блокаду, задаем им только один вопрос: опишите, пожалуйста, один эпизод или случай, который вы лучше вы всего запомнили из вашей жизни в осажденном городе. И за этими короткими рассказами и открывается величественная и страшная картина жизни блокадного Ленинграда. Вот кадры из наших архивов, которые сейчас стали летописью выжившего в блокаде великого города».